Специалисты рассматривают тутового шелкопряда как экспериментальную модель для изучения молекулы NAD⁺, влияющей на процессы старения и восстановление ДНК.
При изучении процессов старения и поиске способов его замедления ученые традиционно используют такие экспериментальные модели, как микрочерви или мыши. Однако черви сильно отличаются от человеческого организма, а работа с мышами требует значительных финансовых затрат и длительного времени наблюдения. Недавно было предложено новое решение — использование шелкопряда Bombyx mori, пишет Phys.org.
Основополагающим элементом исследований старения является молекула NAD⁺ (никотинамид аденин динуклеотид). Она есть во всех живых организмах и играет ключевую роль в регуляции обмена веществ, продолжительности жизни и восстановлении поврежденной ДНК. По мере старения концентрация NAD⁺ снижается, вызывая нарушение репарационных функций ДНК и повышая риск развития заболеваний. Несмотря на важность молекулы, выбор оптимальной животной модели для детального анализа ее роли пока затруднен.
Группа ученых из Юго-Западного университета в Чунцине решила выяснить, насколько пригодны тутовые шелкопряды для изучения влияния NAD⁺ на процессы старения. Эти насекомые обладают коротким циклом жизни, генетически близки человеку и просты в разведении. Тем не менее исследования механизмов старения и роли NAD⁺ у шелкопрядов ранее были крайне ограниченными.
В ходе экспериментов ученые исследовали шесть разных линий шелкопрядов, оценивая продолжительность их жизни и концентрацию NAD⁺. Оказалось, что особи с большей продолжительностью жизни имели повышенный уровень этого важного кофермента. Ученые установили, что у шелкопрядов-долгожителей наблюдалось повышенное содержание белка BmNmnat1, обеспечивающего синтез NAD⁺.
Источник: hi-tech.mail.ru