Учёные университета Цюриха провели исследование, посвящённое тому, повлияли ли быстрые и масштабные изменения окружающей среды в эпоху антропоцена на адаптивность Homo sapiens. Они выяснили, что по мере замедления эволюции и ускорения индустриализации биология человека с трудом поспевает за трендами.
Результатом такого расхождения стали многие хронические проблемы со здоровьем, связанные со стрессом.
Обобщив данные об индустриализации, урбанизации и здоровье, исследователи заявили, что существует множество признаков низкой адаптации людей к быстрым изменениям в мире за последнее столетие. Они ссылаются на снижение глобальной рождаемости, рост хронических воспалительных заболеваний и другие тенденции в области здравоохранения.
В качестве примера учёные приводят быстрый переход от сообществ охотников и собирателей, где люди сталкивались с периодическими стрессорами в дикой природе, к городской среде. При этом шум и свет, загрязнение воздуха, микропластик, пестициды, искусственное освещение, обработанные продукты, малоподвижный образ жизни и сенсорная перегрузка остаются относительно новыми ощущениями для H. sapiens. «В среде наших предков мы были хорошо приспособлены к тому, чтобы справляться с острым стрессом, чтобы уклоняться от хищников или противостоять им. Лев появлялся время от времени, и нужно было быть готовым защищаться — или бежать. Главное, чтобы лев снова исчез», — пояснил Колин Шоу, руководитель исследовательской группы по эволюционной экофизиологии человека.
Сейчас же люди практически не получают передышки от стрессоров — дорожного движения, работы, социальных сетей, постоянной сенсорной стимуляции, — которые вызывают те же самые биологические реакции предков, только без кнопки «выключения».
«Наш организм реагирует так, словно все эти стрессоры — львы. Будь то сложный разговор с начальником или шум транспорта, ваша система реагирования на стресс остаётся такой же, как если бы вы сталкивались с несколькими львами. В результате нервная система реагирует очень мощно, но не восстанавливается», — пояснил соавтор исследования Дэниел Лонгман.
Ранее исследователи изучали, как этот постоянный стресс влияет на эндокринную систему, связывая его с тревожными расстройствами, развитием хронических заболеваний и сокращением продолжительности жизни.
«Существует парадокс: с одной стороны, мы создали огромное богатство, комфорт и здравоохранение для множества людей на планете. Но, с другой стороны, некоторые из этих промышленных достижений оказывают пагубное воздействие на нашу иммунную, когнитивную, физическую и репродуктивную функции», — добавил Шоу.
Другие исследования с использованием передового геномного анализа показывают, что люди на самом деле адаптируются гораздо быстрее, чем учёные считали ранее.
«Это демонстрирует пластичность генома человека. Мы расселились по всему миру, живём в экстремальных условиях и можем сделать их своим домом. Мы, как крысы или тараканы, невероятно адаптивны», — утверждает Карин Броберг из Каролинского института в Швеции.
Однако Шоу отмечает, что наш мозг гораздо сложнее, чем у грызунов, и это часть проблемы — увлекательный пример для эволюционных биологов, учитывая сравнительно короткий срок нашего пребывания на Земле.
«Биологическая адаптация происходит очень медленно. Долгосрочная генетическая адаптация длится несколько поколений — от десятков до сотен тысяч лет», — сказал он.
«Можно утверждать, что то, что мы наблюдаем сегодня, — это форма естественного отбора. Но позволить хроническому стрессу убивать людей на протяжении сотен поколений, пока мы не выработаем устойчивость, — это явно не решение», — заключил Шоу.
Исследователи считают, что для решения проблемы необходимо изменить наши отношения с природой, рассматривая её как важный фактор здоровья, и отдать приоритет созданию более устойчивой среды обитания. Изменения, говорит Шоу, требуют как культурных, так и экологических решений.
«Один из подходов — это фундаментально переосмыслить наши отношения с природой, рассматривая её как ключевой фактор здоровья и защищая или восстанавливая пространства, напоминающие те, что существовали в прошлом, когда мы были охотниками и собирателями. Наши исследования позволяют определить, какие стимулы больше всего влияют, например, на кровяное давление, частоту сердечных сокращений или иммунитет, и передать эти знания лицам, принимающим решения», — сказал он.
Ранее американские исследователи выяснили, почему люди чувствуют себя лучше на природе, а не в городской среде. Причиной для этого служит отсутствие фракталов в городских архитектуре и пространствах, которые можно обнаружить в облаках, реках, береговых линиях и деревьях.
Источник: habr.com