Хотя с Земли мы редко это замечаем, Солнце постоянно выбрасывает в космос огромные облака заряженной плазмы. Эти явления, известные как корональные выбросы массы (КВМ), часто сопровождаются внезапными вспышками света, т.н. «солнечными вспышками». Особенно сильные КВМ могут распространяться настолько далеко, что нарушают магнитное поле Земли, вызывая ослепительные полярные сияния и иногда вызывая геомагнитные бури, которые нарушают работу спутников и даже энергосетей.
Учёные полагают, что миллиарды лет назад, когда Солнце и Земля были ещё молодыми, солнечная активность была гораздо более интенсивной, чем сегодня. Мощные КВМ в тот период, возможно, повлияли на условия, которые позволили зародиться и развиться жизни. Исследования молодых звёзд, похожих на Солнце, которые используются в качестве заменителей ранних лет нашей звезды, показывают, что эти звёзды часто выбрасывают вспышки, гораздо более сильные, чем любые зафиксированные на современном Солнце.
Массивные извержения раннего Солнца, вероятно, оказали драматическое влияние на атмосферы Земли, Марса и Венеры. Однако исследователи до сих пор не до конца понимают, насколько эти звёздные взрывы похожи на современные КВМ. Хотя учёные недавно наблюдали более холодные плазменные компоненты КВМ с Земли, обнаружение быстро движущихся высокоэнергетических явлений, которые, как предполагается, имели место в прошлом, оказалось гораздо более сложной задачей.
Чтобы изучить этот вопрос, международная исследовательская группа под руководством Косуке Намеката из Киотского университета решила выяснить, генерируют ли молодые звёзды, похожие на Солнце, КВМ, аналогичные тем, что происходят на нашем Солнце.
Исследователи провели одновременные ультрафиолетовые наблюдения с помощью космического телескопа «Хаббл» и оптические наблюдения с наземных телескопов в Японии и Корее. Их объектом исследования была молодая звезда EK Draconis, похожая на Солнце. «Хаббл» измерил ультрафиолетовое излучение от чрезвычайно горячей плазмы, а наземные обсерватории отслеживали более холодный водородный газ по линии Hα. Этот скоординированный подход с использованием нескольких длин волн позволил команде зафиксировать как горячие, так и холодные части КВМ по мере их развития.
Наблюдения выявили первые в истории доказательства существования многотемпературного КВМ от EK Draconis. Команда обнаружила, что плазма, нагретая до температуры около 100 000 градусов по Кельвину, выбрасывалась со скоростью от 300 до 550 километров в секунду. Примерно через десять минут более холодный газ с температурой около 10 000 градусов был выброшен со скоростью около 70 километров в секунду. Высокотемпературная плазма несла значительно больше энергии, что указывает на то, что частые и мощные КВМ в прошлом могли вызывать сильные удары и энергичные частицы, способные изменять или срывать ранние планетарные атмосферы.
Источник: habr.com