После 35 лет поисков найдено решение знаменитой головоломки под названием «Криптос». Два писателя обнаружили четвёртый ответ в архивах Смитсоновского института.
Загадка, представляющая собой медную скульптуру с выгравированными на ней четырьмя закодированными сообщениями, увлекала профессиональных и любительских криптографов с 1990 года, когда художник Джим Санборн установил её в штаб-квартире ЦРУ в Вирджинии. Четыре зашифрованных сообщения состоят из 869 символов. Последний раздел, K4, начинается с «OBKR» и содержит 97 букв. Чтобы заявить о решении, необходимо показать, как оно было расшифровано из этого шифротекста.
Первые три отрывка были разгаданы в 1990-х годах, но решение четвёртого, известного как K4, оставалось секретом до сих пор.
После многих лет безуспешных попыток энтузиастов расшифровать K4, Санборн готовился выставить решение на аукцион, где оно, как ожидалось, могло бы принести от $300 000 до $500 000 долларов. Однако 3 сентября он получил электронное письмо от журналистов Джаретта Кобека и Ричарда Бирна, содержащее полный расшифрованный текст.
Кобек и Бирн нашли решение после того, как заметили в списке аукциона, что «таблицы кодирования» Санборна находятся в коллекции Смитсоновского института. Бирн сфотографировал документы, а Кобек позже понял, что среди них были склеенные между собой обрывки, которые раскрывали исходный открытый текст K4. На обрывках были ранее опубликованные подсказки «BERLIN CLOCK» и «EAST NORTHEAST», которые были частью полностью расшифрованного сообщения.
Санборн подтвердил подлинность решения, объяснив, что он по ошибке включил эти обрывки в архивы при составлении документов несколько лет назад. После этого открытия он попросил Смитсоновский институт запечатать файлы на следующие 50 лет, и тот согласился.
В ответ на эту новость компания RR Auction, занимающаяся продажей, предупредила Кобека и Бирна о недопустимости публикации текста, пригрозив судебным иском за вмешательство и нарушение авторских прав. Оба мужчины заявили New York Times, что не намерены публиковать его.
В заявлении RR Auction говорится, что материалы, предлагаемые на запланированной продаже, дают единственное утверждённое автором представление о том, как K4 функционирует в рамках художественного видения Санборна. В нём подчёркивается, что, хотя Кобек и Бирн теперь, возможно, знают открытый текст, они не владеют методом, с помощью которог�� был закодирован K4, и не знают полного творческого контекста работы. «Одно дело — иметь слова. Другое дело — раскрыть метод», — говорит Илонка Дунин, бывший разработчик игр, которая является модератором одной из крупнейших в мире групп поклонников «Криптос». «За эти годы к нам обращалось много людей, которые утверждали, что разгадали загадку, но если они не могли показать метод, их просто выгоняли».
В заявлении RR Auction отмечается, что даже если текст K4 в конечном итоге станет общедоступным, только победитель аукциона получит доступ к полному объяснению Санборна о связи между K4 и ранее упоминавшимся пятым отрывком, а также о замысле, лежащем в основе полного сообщения «Криптос».
Как бы ни закончилась эта сага, люди, скорее всего, и дальше будут увлекаться загадкой «Криптос». «Для произведения искусства, если вы можете привлечь чьё-то внимание на 10 минут, это уже неплохо, — говорит Дунин. — У Санборна получилось произведение искусства, которое привлекает внимание людей уже 35 лет».
Источник: habr.com