«Холодная война» вынудила Советский Союз пойти по пути уникальных, порой неповторимых технологических решений. Большинство из них создавались в интересах боевой авиации.
К началу 60-х технологическая гонка между СССР и США за право обладать самым быстрым ударным самолетом достигла своего пика. В 1964 году в США первый полет совершил XB-70 «Валькирия»— сверхзвуковой самолет (точнее, ударный комплекс на базе самолета), способный разгоняться до скорости в 3250 км/ч. Немногим позже в том же году «на крыло» поставили и «Черного дрозда» — самолет-разведчик SR-71 BlackBird, способный летать быстрее 3500 км/ч.
«Русская Валькирия»
В Советском Союзе хорошо понимали, что появление машин открывает для разведывательной и ударной авиации США большие возможности, однако ответить на появление таких самолетов около воздушного пространства страны можно было лишь разработкой дальнобойных ракет для комплексов ПВО. Опыта в этом направлении хватало — к тому моменту, как США показали два супербыстрых самолета, в 1960 году над СССР уже сбили Гарри Паэурса на самолете U2.
Однако своей «Валькирии» в 60-х у СССР не было. И не потому, что не было технологий или ресурсов. Занявший пост главы государства сразу после Сталина Никита Хрущев был уверен, что будущее войн — за перспективными баллистическими ракетами. Вопросами авиации Хрущев занимался по остаточному принципу — важность этого направления он хорошо понимал, но в дорогостоящие авантюры, связанные с крылом и моторами, не ввязывался.
Источник: hi-tech.mail.ru