Автор и разработчица медиапродуктов Эмили Уайт опубликовала материал, посвящённый тому, как поколение Z восстаёт против алгоритмов, переходя на студенческое радио. По её словам, молодёжь толкают на такие действия стремление находить новую музыку и создавать сообщества по интересам.
Уайт отмечает, что интерес к студенческому радио резко возрос в последние годы. Станции, которые раньше испытывали трудности с заполнением эфирного времени, теперь вынуждены сокращать количество передач, менять временные интервалы и проводить обучающие программы, чтобы удовлетворить спрос начинающих диджеев.
Автор приводит отчёт MIDiA Research, в котором говорится, что сегодняшние 16–24-летние молодые люди реже, чем 25–34-летние, открывают для себя новых исполнителей. При этом они предпочитают слушать новые треки не через стриминговые сервисы. Что интересно — более половины опрошенных в возрасте от 16 до 24 лет (55%) заявили, что за последние пять лет стали больше интересоваться поиском новой музыки.
Уайт поговорила с семью менеджерами студенческого радио и опросила более 80 диджеев на радиостанциях по всей Америке: ACRN (Университет Огайо), WCBN (Университет Мичигана), WEGL (Университет Оберна), WHRW (Университет Бингемтона), WRFL (Университет Кентукки), WVBR (Корнеллский университет) и WZBC (Бостонский колледж). Они рассказали, что интерес молодёжи к студенческому радио резко возрос в последние годы, и, несмотря на все трудности — закрытие вещания из-за COVID, правила Федеральной комиссии по связи (FCC) и длительный упадок FM, — оно снова процветает.
Так, менеджеры радио WRFL «наблюдают один из самых экспоненциальных темпов роста за всю 37-летнюю историю». В этом году на студенческой ярмарке интересов зарегистрировались 350 человек, число программ вещания достигло 100, а на станции работает около 120 сотрудников. При этом растёт и посещаемость живых мероприятий: в феврале вечеринка в честь 37-летия радиостанции, хедлайнером которой выступила андеграундная группа Geese, собрала студентов «со всего Кентукки и из других штатов».
На некоторых радиостанциях появилось много начинающих диджеев-студентов, что пришлось вводить программы стажировок и обучения. Так, на радиостанции WHRW работают 150–200 диджеев и ещё 80 заняты как стажёры, а на радиостанции WZBC работают 70 стажёров и 90 диджеев.
Сами студенты описывают радио как «аутентичное, управляемое сообществом убежище от пассивного, изолированного, алгоритмически управляемого цифрового опыта, который определил их юность». Так, молодёжь младше 25 лет назвала «друзей/сарафанное радио» своим любимым способом поиска музыки (69%), в то время как TikTok (21%), YouTube (10%) и другие социальные сети (16%) заняли относительно низкие позиции.
«Мне 21 год. Я выросла в эпоху алгоритмов. Меня пугает нынешняя музыка из-за развития ИИ. Даже когда ИИ не создаёт музыку (я это ненавижу), а просто появляются плейлисты “Daily Mix, 1, 2, 3, 4 и 5”. Это не создано кем-то. Это создано алгоритмом. Хотелось бы, чтобы больше такого контента курировалось людьми». — рассказала работница радио WHRW Мари Маклафлин.
«Я начал узнавать о музыке гораздо больше из рекомендаций других людей, чем когда-либо прежде. Этот опыт формирует меня больше, чем алгоритмы или Spotify. Думаю, любовь к радио проистекает из его аналоговой составляющей. У молодёжи есть эта тенденция к ностальгии по вещам, в развитии которых она не участвовала», — отметила менеджер радио WVBR Анна Лой.
Сотрудники радиостанций подчёркивают, что у них есть физические библиотеки с огромными коллекциями виниловых пластинок и компакт-дисков, что обеспечивает ощутимую связь с историей музыки, которую невозможно воспроизвести в интернете.
«У WHRW огромная физическая фонотека. Уверен, она одна из крупнейших на восточном побережье. У нас там где-то около 8000 компакт-дисков и виниловых пластинок». — отмечает Маклафлин.
Студенческие радиостанции стали ещё и важными «третьими пространствами», где молодёжь может найти единомышленников вне социальных сетей. «Каждый просто хочет чувствовать себя частью чего-то. И радио — это ещё одно место, где люди могут это почувствовать», — говорит сотрудник WZBC Вами Осиканлу.
«Когда я был первокурсником, у меня не было друзей… Но, стоило включить радио и услышать, как какой-нибудь странный парень бормочет посреди ночи, а потом ставит одну из моих любимых песен, и я понял, что всё будет хорошо». — рассказывает работник WRFL Эйдан Гринвелл.
Ранее СМИ сообщали, что поколение Z отказывается от премиум-аккаунтов Spotify и переходит на MP3-плееры из-за роста стоимости подписок. Другие представители молодого поколения отмечают, что они начали пользоваться устройствами старших родственников и даже записывать плейлисты на CD. В ход идут старые iPod, Sony Walkman и Garfield.
Источник: habr.com