Испанские исследователи утверждают, что Мария Браняс Морера, прожившая 117 лет, выиграла генетическую лотерею. Однако эксперты предупреждают, что здоровые гены и микробиомы сами по себе не объясняют долголетие
Мария Браньяс Морера, которая на момент смерти была самым пожилым человеком в мире, перед смертью высказала последнюю просьбу. «Пожалуйста, изучите меня», — сказала она доктору Манелю Эстеллеру, заведующему кафедрой генетики медицинского факультета Барселонского университета. Жительница города Олот в Испании скончалась прошлым летом в возрасте 117 лет.
Доктор Эстеллер и большая группа его коллег выполнили её просьбу. Они исследовали кровь, слюну, мочу и кал г-жи Браньяс, чтобы понять, почему она прожила так долго.
Согласно статье, опубликованной в журнале Cell Reports Medicine, отчасти ответ заключается в том, что она заботилась о себе. Она придерживалась средиземноморской диеты, не курила и не пила, а также гуляла по часу в день до начала 2000-х годов, когда это стало для неё слишком сложно. Кроме того, она выиграла в генетической лотерее, получив варианты генов, которые, по словам исследователей, могут предсказывать долголетие. Сообщается, что эти генетические варианты защищают от распространённых факторов риска, таких как высокий уровень холестерина, деменция, сердечные заболевания и рак.
«У неё были клетки, которые казались моложе её возраста», — сказал доктор Эстеллер.
Он добавил, что микробы, которые жили в её организме и на его поверхности, или её микробиом, связаны с низким уровнем воспаления. Её микробиом был богат полезными бактериями Bifidobacterium, рост которых может стимулироваться бактериями, содержащимися в йогурте. Г-жа Браняс ела по три йогурта в день.
Иммакулата Де Виво, молекулярный генетик из Гарвардского университета, не участвовавшая в исследовании, сказала, что объяснения исследователей долголетия г-жи Браньяс «научно обоснованы». Однако она предупредила: «Всегда важно быть осторожным при интерпретации результатов отдельных случаев, в отличие от крупных, хорошо контролируемых популяционных исследований». Хотя генетика и метаболические факторы могут повлиять на вероятность развития или неразвития заболевания, «причины заболеваний, как правило, являются вопросом вероятности, а не абсолютной определённости», — сказала д-р Де Виво.
Другими словами, хорошие гены и микробиомы сами по себе не сохранят вам жизнь.
Доктор Мэри Арманиос, онколог и генетик из Медицинской школы Джонса Хопкинса, была менее убеждена. Она подвергла сомнению утверждения о том, что определённые генетические варианты могут предсказывать долголетие.
«Генетика долголетия известна своей запутанностью», — сказала она. Когда исследователи искали варианты, связанные с долгой жизнью, они сравнивали гены молодых людей с генами столетних людей. Но, по её словам, исследователи не знают, доживут ли эти молодые люди до 100 лет.
«Вам нужен генетический профиль, который будет предсказывать», — сказала она. А это трудно получить.
Д-р Арманиос предупредила, что генетика и хороший микробиом — это далеко не все причины, по которым некоторые люди живут так долго. Она отметила, что существуют огромные различия в продолжительности жизни, связанные с уровнем образования и дохода. По её словам, в Балтиморе разница между жителями центра города и пригородов составляет 20 лет.
«Я действительно считаю, что существуют явно плохие гены, которые ограничивают продолжительность жизни», — сказала она. «Но я не уверена, что хорошая генетика достаточна для преодоления социально-экономических ограничений».
Г-жа Браньяс, по какой-то причине, оказалась исключительно выносливой. Она родилась в Сан-Франциско в 1907 году. Её родители были из Испании, но приехали в Соединённые Штаты на заработки. Когда г-же Браньяс было 8 лет, её отец умер, и она с матерью вернулась в Испанию.
Она вышла замуж и родила сына, который умер в возрасте 52 лет, и двух дочерей, которым сейчас 92 и 94 года.
Члены её расширенной семьи умерли от обычных причин — болезни Альцгеймера, несчастного случая, рака, туберкулёза, почечной недостаточности, сердечных заболеваний. Г-жа Браньяс жила и жила.
Казалось, у неё были все гипотетические предпосылки для долгой жизни. Если генетические варианты имеют предполагаемые эффекты, она была предрасположена к избеганию хронических заболеваний. И её образ жизни казался идеальным.
У неё был тесный круг родных и друзей, сказал доктор Эстеллер, добавив, что по мере того, как её друзья умирали, она заводила новых. Она и её семья жили в одном городе.
Она жила самостоятельно до 2001 года, когда из-за проблем с ходьбой ей пришлось переехать в дом престарелых. Она играла на фортепиано примерно до пяти лет назад.
«Она вела здоровый образ жизни», — сказал доктор Эстеллер.
Источник: habr.com