У берегов южного Китая среди обычных турбин возвышается гигантская двухголовая турбина, удерживаемая паутиной стальных тросов и привязанная к морскому дну тремя ярко-жёлтыми швартовочными точками.
Конструкция OceanX раздвигает границы инженерного искусства и способна использовать больше энергии ветра, чем любая другая плавучая турбина, работающая в мире на сегодняшний день. Это также красноречивый символ амбиций китайских компаний, занимающихся «зелёными» технологиями, которые укрепляют своё доминирование в ещё одной отрасли, связанной с чистой энергией, в то время как их конкуренты в Европе, США и Японии сталкиваются с политическими и экономическими неудачами.
Китай, который зависит от импорта и поэтому всегда уделяет первостепенное внимание энергетической безопасности, стал мировым лидером в использовании возобновляемых источников электроэнергии, в том числе обширных солнечных электростанций в западных пустынях, а также рядов турбин, установленных в море, где они могут получать доступ к надёжным и сильным воздушным потокам. По данным BloombergNEF, в этом году в Китае будет установлено почти три четверти всех новых морских турбин в мире.
В других странах ситуация совсем иная, особенно в США, где президент Дональд Трамп высмеивал ветряные электростанции, называя их уродливыми убийцами птиц и китов. Его администрация остановила почти завершённый проект, напугав инвесторов и спровоцировав обвал цен на акции датской компании-застройщика Orsted A/S, которая лидировала в отрасли более трёх десятилетий с момента ввода в эксплуатацию первой в мире морской ветряной электростанции.
Сейчас, как и другие операторы в Европе, США и Японии, компания Orsted пытается справиться с сокращением государственной поддержки и ростом расходов, которые продолжают увеличиваться из-за удорожания комплектующих, высоких процентных ставок и ограниченной инфраструктуры.
«Реализация проектов по строительству морских ветряных электростанций в Китае продолжается благодаря преимуществам в финансировании, интеграции цепочки поставок, политической поддержке и совершенствованию технологий, — говорит Юйцзя Хань, исследователь , работающий в Global Energy Monitor. — У вас есть большой и разнообразный рынок, который предоставляет отечественным компаниям платформу для развития навыков и внедрения инноваций, необходимых для повышения их глобальной конкурентоспособности».
Лодка приближается к морской ветряной электростанции Цинчжоу IV недалеко от Янцзяна.Фотограф: Цилай Шэнь/Bloomberg
Крупнейшие игроки в Китае пользуются этой возможностью. Производители турбин, в том числе Goldwind Science & Technology Co. и Ming Yang Smart Energy Group, построившие OceanX, всё активнее стремятся выйти на международный рынок и составить конкуренцию таким лидерам отрасли, как Vestas Wind Systems A/S, Siemens Gamesa Renewable Energy SA и General Electric Co.
«Китайские производители займут большую часть рынка из-за их фундаментального преимущества в стоимости, а также из-за огромных трудностей, с которыми в настоящее время сталкиваются многие западные компании, — сказал Козимо Рис, энергетический аналитик из Trivium China. — Им будет очень, очень сложно расширять мощности и инвестировать так, как это делают китайские компании».
Даже в самом сердце Европы, которая развивала эту отрасль после нефтяного кризиса 1970-х годов, морские ветряные электростанции теряют популярность. Шотландия, возможно, дала добро на строительство крупнейшей в мире электростанции, но аукцион в Германии в этом месяце завершился без единой заявки, поскольку цены растут.
Эти проблемы хорошо знакомы китайским производителям, пережившим внутренние потрясения и жёсткую конкуренцию. В конце 2021 года правительство отменило национальные льготные тарифы, которые гарантировали повышенные ставки, что привело к рекордному количеству установок в том году, а затем к их резкому сокращению.
Кроме того, они были вынуждены уходить всё дальше в море, поскольку количество подходящих прибрежных участков сокращается. В некоторых районах это привело к тому, что застройщики столкнулись с военными ограничениями.
Чтобы справиться с этими проблемами, особенно с отменой государственных субсидий, разработчики стали ориентироваться на масштаб, то есть на всё более крупные проекты и ещё более мощные турбины.
В результате прибрежные города Китая получили доступ к чистой энергии, а цены резко упали. Согласно данным BNEF, средняя стоимость морской ветроэнергетики в Китае сейчас вдвое ниже, чем в Великобритании, которая является вторым по величине рынком.
Тем не менее воспроизвести это преимущество за рубежом оказалось не так просто, как в других секторах новой энергетики, где доминирует Китай, включая производство солнечных панелей, аккумуляторов и электромобилей. И главная проблема заключается в гигантских размерах. Эти ветряные турбины могут быть выше Эйфелевой башни, а это значит, что их сборка больше похожа на строительный проект, чем на традиционное производство, и большая часть работ должна выполняться вблизи мест окончательной установки.
На одной из фабрик, принадлежащих Мин Яну, в рыбацком городке Янцзян, в 250 километрах к западу от Гонконга, очевидны масштабы производства. Ранним августовским утром десятки рабочих шли по изогнутой платформе, напоминающей гигантскую доску для сёрфинга длиной более 100 метров, которую вскоре соберут в лопасть ветряной турбины.
«Мы были одной из первых крупных компаний, которые начали здесь свою деятельность, — сказал Ма Лимин, генеральный директор компании Ming Yang. — С тех пор за нами последовали более 30 поставщиков в сфере ветроэнергетики».
В настоящее время около 15 % продукции завода поставляется на зарубежные рынки, например в Италию. По словам Ма, к концу года эта доля увеличится почти вдвое.
На данный момент турбины Yangjiang в основном используются на обширных ветряных электростанциях в провинции Гуандун, одной из самых экономически развитых провинций Китая и крупном потребителе электроэнергии. К 2025 году провинция планирует построить 17 гигаватт морских ветряных электростанций — больше, чем построила любая другая страна, кроме Китая.
Но эти гигантские машины китайского производства не получили широкого распространения в других странах, отчасти из-за ограниченного опыта эксплуатации. Это означает, что иностранные разработчики, страховщики и финансисты не спешат присоединяться к проекту, особенно в таких регионах, как Европа, где уже есть игроки.
На данный момент только одна морская электростанция в Европе — проект Taranto на юге Италии — использует китайские турбины.
Тем временем ветряная электростанция в Германии попыталась отменить свой заказ у Ming Yang после того, как сделка вызвала пристальное внимание со стороны правительства Германии и опасения со стороны европейской ветроэнергетической отрасли по поводу национальной безопасности и недобросовестной конкуренции.
Ветряные турбины, произведённые на заводе Ming Yang, используются на обширных ветряных электростанциях на юге Китая.Фотограф: Цилай Шэнь/Bloomberg
По словам Чжана, главное — убедить европейские правительства и инжиниринговые компании в том, что китайские компании будут предоставлять качественный сервис и техническое обслуживание в течение следующих 25–30 лет и что они могут приложить усилия для создания местных команд. В то же время, по его словам, европейскому рынку необходимо изменить своё отношение к китайским производителям и начать приветствовать новые, более инновационные продукты.
«Я уверен, что так и будет — энергия ветра на шельфе чище и дешевле» — сказал он.
Источник: habr.com