Главный руководитель по разработке ПО в General Motors Дейв Ричардсон уверяет: компания вовсе не стремится превратиться во вторую Apple или Google. Однако свежая волна найма как будто намекает на обратное.
За последние восемь месяцев GM пригласила к себе почти десяток специалистов из ведущих IT‑гигантов — от Google и Meta✶ до AWS. Цель — собрать компактный, но элитный центр искусственного интеллекта, значительная часть которого базируется в Маунтин‑Вью, Калифорния.
Среди самых заметных кадровых приобретений — Барак Туровский, ранее возглавлявший направление языковых технологий в Google и теперь ставший первым директором по ИИ в GM, а также Джон Андерсон, бывший исследователь машинного обучения в Google и ветеран Pixar, ныне исполнительный директор по исследованиям в области ИИ у автопроизводителя.
«Не сказал бы, что это легко, но мы точно в игре, — признаётся Ричардсон, старший вице‑президент GM по разработке программного обеспечения и сервисов, говоря о неутихающей битве за таланты в сфере ИИ. — В Долине и в целом в технологической среде назревает осознание: автомобильная индустрия — это куда более интересное поле, чем казалось раньше». Сам Ричардсон, к слову, пришёл в GM в 2023 году из Apple и стал одной из громких фигур перехода.
Исполнительный директор по ИИ‑исследованиям Джон Андерсон (слева) и директор по ИИ в General Motors Барак Туровский — часть центра передового опыта автопроизводителя
Для многих компаний головоломка в том, как превратить искусственный интеллект из красивой витрины в реально работающий инструмент. Для GM это может означать не только автоматизацию внутренних процессов, но и внедрение ИИ в будущие парки беспилотных автомобилей, в заводские роботы и даже в автоспорт.
Сейчас в команде меньше двадцати человек, и, по словам Ричардсона, расширять её не собираются. Несмотря на скромный размер, она уже помогает топ‑менеджерам — от инженеров до производственников — эффективнее использовать возможности ИИ.
Некоторые инициативы GM в области искусственного интеллекта в последние годы давали сбои. Самым показательным стал проект беспилотного такси Cruise, от которого компания отказалась в декабре, вложив почти десятилетие и около 10 млрд $. При этом в GM подчёркивают, что продолжают развивать автономные функции для личных автомобилей.
Большая часть работы над беспилотным вождением теперь сосредоточена в руках директора по продукту Стерлинга Андерсона, которого GM пригласила в мае из компании Aurora Innovation, занимавшейся автономными грузовиками. Однако новая команда ИИ, как пояснил Ричардсон, будет подключаться по мере необходимости, особенно в исследованиях на глубоком уровне.
Но Ричардсон ожидает, что задачи новой команды выйдут далеко за рамки автономного вождения. По его словам, она будет помогать компании буквально во всём — от заводских конвейеров до трассы NASCAR. Команда займётся консультациями по применению ИИ, поможет отдельным подразделениям собрать собственные «кадры для искусственного интеллекта», наладить партнёрства и заключать выгодные контракты с подрядчиками.
Один из проектов, который особенно воодушевляет Ричардсона, — разработка так называемых коботов (collaborative robots) — роботов‑помощников, работающих бок о бок с людьми и берущих на себя физически тяжёлые и неудобные задачи на производстве. Здесь на первый план выходит опыт Джона Андерсона: выпускник Lucasfilm и дважды лауреат премии «Оскар» за технические достижения, он привносит в проект свои уникальные знания.
«У нас за плечами десятилетия производства, и накопленный массив данных представляет собой уникальную интеллектуальную собственность, — говорит Ричардсон. — Это позволит нам создавать собственные технологии коботов лучше, чем можно было бы купить на стороне».
Использование роботов и других технологий для повышения эффективности производства — цель, к которой GM идёт уже много лет. Сегодня это особенно важно: компания наращивает выпуск автомобилей в США и одновременно ищет, как смягчить удары от тарифов, введённых президентом Трампом. Только во втором квартале эти пошлины «съели» 1,1 млрд $ операционной прибыли GM.
В числе других проектов команды — внедрение инструментов генеративного ИИ для программирования и инициатива по оптимизации беспроводных обновлений ПО уже выпущенных автомобилей. Кроме того, они работают с подразделением автоспорта GM, куда входит NASCAR и скоро добавится Formula One, чтобы эффективнее использовать данные для мгновенных решений прямо во время гонки.
«На 2025 год мы определили хотя бы один проект в каждой ключевой сфере, — отметил Ричардсон. — Финансы, разработка ПО, HR — перечислять можно долго».
Хотя несколько членов команды, включая самого Ричардсона, работают в маунтин‑вьюсском офисе GM, открытом в прошлом году, они регулярно летают в штаб‑квартиру в Детройте. В свою очередь, топ‑менеджеры из Детройта нередко приезжают в Калифорнию на воркшопы и стратегические сессии.
За последние годы многие крупные корпорации пытались создать отдельные инновационные лаборатории или центры передового опыта в области ИИ, чаще всего именно в Кремниевой долине. Но результаты оказались противоречивыми: зачастую культура и задачи таких «лабораторий будущего» плохо совпадали с целями основного бизнеса.
Однако Ричардсон не замечает никаких признаков «культурного раскола» между «айтишными мозгами» из Калифорнии и ветеранами из штаб‑квартиры в Детройте, где компания работает уже больше века. Его команда, подчёркивает он, вовсе не собирается превращать GM в технологическую корпорацию.
«Наша задача как технарей — взять всё то, что GM умеет делать лучше всего в автомобилях, и усилить это с помощью программных технологий. Я не думаю, что цель — копировать Apple или Google в плане культуры», — заключает он.
✶ Meta — деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации.
Хотите быть в курсе важных новостей из мира ИИ? Подписывайтесь на наш телеграм: BotHub AI News.
Источник: habr.com