Стремительное внедрение искусственного интеллекта заставляет академические учреждения задуматься о том, как лучше всего подготовить следующее поколение выпускников к работе в сфере технологий. Школа компьютерных наук и инженерии имени Пола Г. Аллена Вашингтонского университета готовится выпускать специалистов, способных решать сложные задачи и понимающих основы вычислительной техники.
Директор Магдалена Балазинска заявила: «Программирование, или перевод точного проекта в программные инструкции, умерло. Мы никогда не выпускали программистов. Мы всегда выпускали инженеров-программистов».
Она утверждает, что самая сложная работа по-прежнему остаётся исключительно человеческой. «Сложная проблема заключается в том, чтобы точно определить, что мы хотим, чтобы компьютеры делали для выполнения той или иной задачи. Эта творческая и концептуально сложная работа и есть настоящая работа инженера-программиста», — сказала директор учреждения.
Харшита Ребала, получившая степень бакалавра компьютерных наук в Школе Аллена в июне, столкнулась с этой новой парадигмой на собственном опыте. Её учебная программа включала занятия по этике ИИ и обработке естественного языка.
Ей также разрешили использовать инструменты GPT при выполнении заданий. Студентам требовалось указывать ИИ в качестве соавтора. Это помогло Ребале разобраться со сложным программным обеспечением, одновременно осваивая использование ИИ-помощников.
Учитывая стремительные темпы развития ИИ, преподавателям школы Аллена рекомендовалось экспериментировать с интеграцией ИИ в учебную программу и поощрять использование инструментов студентами.
Сейчас школа анализирует извлечённые уроки и рассмотрит возможность «скоординированных изменений в учебной программе».
Другие ведущие учебные заведения предпринимают аналогичные шаги. Например, Университет Карнеги-Меллона этим летом собирает преподавателей, чтобы обсудить свой подход к обучению с ИИ.
Ребала признала, что с работой у выпускников «сейчас довольно сложно», но ей удалось получить должность технического сотрудника в Vercept. Это сиэтлский стартап, основанный бывшими исследователями Института искусственного интеллекта Аллена, который использует ИИ для автоматизации повторяющихся задач, таких как ввод данных, создание видеоконтента и организация счетов. Другие выпускники Школы Аллена нашли работу в таких технологических гигантах, как Amazon, Microsoft и Google, а некоторые ушли в Atlassian, Databricks, Jane Street, Oracle, Palantir, Uber, Visa и т.д.
Тем не менее, аналитики рынка труда считают, что именно вакансии начального уровня могут оказаться под угрозой в условиях бума ИИ. Однако Балазинска отметила, что эти вакансии не исчезают, а, скорее, меняются требования к выпускникам. Она утверждает, что Школа Аллена стремится выпускать выпускников с навыками, превосходящими те, что требуются для «базовой должности программиста начального уровня».
Киана Эхсани, генеральный директор и соучредитель Vercept, отметила, что критерии найма в её компании различаются в зависимости от должности. На инженерные позиции ищут кандидатов, знакомых с фреймворками ИИ, понимающих, как реализовывать модели, а не полагающихся исключительно на инструменты программирования. Но, по словам Эхсани, мастерство в работе с ИИ — не единственное: «Самое важное качество — это любопытство и искреннее стремление к обучению».
Между тем Минцифры РФ объявило о завершении конкурсного отбора вузов, которые с 2025 по 2030 годы будут готовить высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта. В топ вошли Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский университет ИТМО, Университет «Иннополис» и другие.
Источник: habr.com