На рынок чит-теха прибыл новый продукт: стартап Pickle представил приложение Glass. Этот проект выполняет те же задачи, что Cluely и Interview Coder Роя Ли: незаметно для систем записи экрана подсовывает подсказки и правильное решение, чтобы пользователь без ошибок проходил удалённые алгоритмические собеседования.
Вскоре Сохам Бхарамбе обвинил Glass в плагиате. Разработчик утверждает, что код его проекта Cheating Daddy — ещё одного клона Cluely — был скопирован с нарушениями условий лицензирования.
Порог входа в сферу разработки программного обеспечения никак не зафиксирован. Нет регулирующих органов, которые в рамках единой сертификации устанавливают требования и стандарты профессии; часто от соискателей не просят даже соответствующего образования. Формально получить должность программиста может даже самоучка. Это осложняет найм, поскольку отбирать одного среди сотен кандидатов как-то нужно.
Одно из решений проблемы — алгоритмические собеседования, в рамках которых соискателю предлагают решить простую задачку по программированию. В результате как опытные, так и молодые профессионалы вынуждены раз за разом проходить многочисленные этапы скрининга и тренировать навык решения подобных часто оторванных от реальной работы задач.
При всех своих достоинствах для работодателей (масштабируемость с обработкой сотен соискателей на вакансию, простота организации, очевидность критериев сравнения) алгоритмические собеседования снискали дурную славу по другую сторону баррикад. Год от года разработчики программного обеспечения ругают алгоритмические «собесы» (2021, 2022, 2023, 2024). Тем не менее пока не найдено замены, которая будет однозначно лучше.
Более того, со временем ситуация стала только хуже. Несколько лет работы из дома во время глобальной пандемии COVID-19 сделали нормой удалённые прохождения некоторых этапов собеседований — в том числе с программистскими челленджами. Некоторые соискатели прибегают к обману.
Методы мошенничества оказались разнообразными: подмена человека, в том числе с дипфейками, подсказки в наушник и обычные взгляды в сторону или другую вкладку браузера. Доходило до того, что программисты из КНДР с целью получения твёрдой американской валюты в нарушение всех санкций тайно работали на компании из США. В СМИ распространяли полушуточные методы борьбы с северокорейцами: спросить у соискателя, насколько толстый Ким Чен Ын.
В свете появления больших языковых моделей (БЯМ) автоматизированный обман был лишь вопросом времени. Первым подобный инструмент реализовал Чунгин (также использует имя Рой) Ли и его бизнес-партнёр Нил Шанмугам. Interview Coder — это полупрозрачная для пользователя и невидимая для захвата экрана видеозвонка обёртка запросов в ChatGPT.
Во время созвона с собеседующим соискатель-обманщик заставляет инструмент сделать скриншот условий задачи, а БЯМ пишет ответ с нужными рассуждениями и показывает это на экране. Поскольку окно Interview Coder не захватывается при расшарке экрана и находится там же, куда должны смотреть глаза соискателя, собеседующий ничего не подозревает.
В конце 2024 года Ли опробовал изобретение для получения стажировок в нескольких крупных компаниях, а 30 января 2025 дерзким тоном рассказал о совершённом обмане. Вирусным эффектом Рой пытался добиться внимания к продукту. Результат оказался куда более негативным, чем мог ожидать Чунгин: он не только лишился приглашений на стажировку, но также был отчислен из Колумбийского университета.
Однако на тот момент Ли уже слабо интересовало получение высшего образования. Он основал стартап Cluely, целью которого было помочь обманывать везде — не только на программистских собеседованиях. Рой получил инвестиции, снялся в рекламе стартапа и начал набирать стажёров. Сайт Cluely открылся, были выпущены клиенты для Windows и macOS.
Не нужно думать, что у Cluely нет подражателей. Один из них 3 июля представил Дэниель Пак, основатель стартапа Pickle.
Биография Пака крайне похожа на жизненный путь Роя Ли. Оба — молодые и амбициозные этнические корейцы из США, оба заменяют корейские имена привычными уху американца кличками (корейское имя Пака — 채근, Чэгын). Разница в том, что Дэниель отчислился не из вуза Лиги плюща — стандарта престижа американского высшего образования, — а из южнокорейской медицинской школы Университета Кёнхи.
В Южной Корее конфуцианские устои отчасти сохраняются, и огромную роль в последующей жизни человека играют грамотная сдача экзаменов и поступление в хороший вуз. Университет Кёнхи — это, конечно, не тройка SKY (Сеульский национальный, Корё, Ёнсе), но в десятку лучших он входит. При этом на медицинские специальности в некоторых южнокорейских вузах конкурс в последние годы достигал 661 человек на место. Как и Ли, Пак обладает неплохими способностями.
Однако университет не был закочен. Как объясняет ситуацию сам Дэниель, он не мог выносить «нейрофизиологические нагрузки» постоянных видеозвонков и отчислился из вуза в возрасте 22 лет. На тот момент у него уже был опыт создания цифровой торговой площадки органических продуктов Kumefood. Чэгын построил её на мощностях бизнес-акселератора своего вуза. После ухода из университета Пак, как объясняется, 3 года искал фаундеров и команду разработчиков. Новую компанию цифровых двойников Pickle он соосновал в июле 2024 года, а затем прошёл с ней в зимний раунд 2025 года известного акселератора стартапов Y Combinator.
Важно отметить, что стартап Pickle занимается не попыткой скопировать Cluely. Выпускник YC Winter 2025 из Сан-Франциско создаёт цифровой аватар пользователя, который в режиме реального времени (часто рекламируется задержкой в 0,3 с) подменяет видео веб-камеры. Генерируемый нейросетевой моделью цифровой двойник пользователя реалистично шевелит губами и сохраняет презентативный профессиональный вид, в то время как в реальности человек может быть одет как угодно, гулять на улице, лежать на диване или горячем песке пляжа.
Тем не менее 3 июля Дэниель объявил о создании собственного клона Cluely. Сделал он этого в виде довольно странно сформулированного твита: Pickle якобы за 4 дня разработала и выпустила последнюю версию Cluely под названием Glass с открытым исходным кодом («In just 4 days we open-sourced the latest @cluely called Glass»). Обещалось, что Glass — это настолько же умный ассистент с улучшенными ответами и дизайном, но полностью бесплатный.
Внимание на бесплатности акцентируется особенно. Для монетизации Cluely полагается на подписочную модель, а для работы Glass достаточно лишь предоставить собственный ключ API от сервисов OpenAI. На самом деле ранние версии Interview Coder, первого инструмента мошенничества на собеседованиях от Роя Ли, тоже отказывались от любых попыток заработать и просили найти ключ API самостоятельно. Такое заметно по ранним версиям лэндинга проекта. Позднее и Interview Coder, и Cluely перешли на фиксированную подписку в $20–25 в месяц, а возможность работать с собственным ключом исчезла.
Дэниель подчёркивает: довольно странно доверять проприетарной программе Cluely захват экрана и аудиопотока микрофона, а вот исходные коды Glass открыты и находятся в репозитории github.com/pickle-com/glass. (Видимо, про факт пересылки скриншотов и аудио в проприетарные API он забыл.)
Через несколько часов Glass обвинил в плагиате разработчик проекта Cheating Daddy. Это ещё один клон Interview Coder и Cluely, но с открытыми исходными кодами.
Cheating Daddy создал Сохам Бхарамбе. Cheating Daddy был написан месяц назад за примерно неделю, первые коммиты датируются 31 мая. На сервере Discord проекта Сохам поясняет, что после первой недели активной разработки затем в основном занимался мелкими улучшениями — делу мешали его личные обстоятельства и болезнь.
Проект открыт под условиями GPL третьей версии, то есть все последующие производные должны распространяться под этой же лицензией. Код выложен в репозитории github.com/sohzm/cheating-daddy, у проекта есть отдельный сайт cheatingdaddy.com.
Cheating Daddy также просит самостоятельно найти ключ API, но этот продукт нужно «кормить» моделью Google Gemini 2.0 Flash Live. Впрочем, возможно переделать инструмент для работы с локальной моделью.
Основная претензия Сохама заключается в том, что для создания Glass стартап Pickle не форкнул Cheating Daddy, а лишь скопировал некоторые его фрагменты, лицензировал весь код под Apache 2.0 и заявил о создании нового продукта с нуля за 4 суток. Как предположил разработчик, таким образом в дальнейшем возможно внешне законным путём сделать проект проприетарным и закрыть код. Бхарамбе показал примеры скопированного кода.
Сохам Бхарамбе
Скопированы были даже комментарии в коде.
Сохам Бхарамбе
Также Сохам посчитал признаком копирования использование тех же версий библиотек, которые он выбрал для своего проекта. Случайно они совпасть могли вряд ли.
Сохам Бхарамбе
В комментариях к твитам Бхарамбе появился Пак, который заявил, что для стартапа Pickly это был первый проект с открытым исходным кодом, поэтому получилось так. Намёков на извинения в этом твите Дэниеля не было.
Ещё интересней то, как была исправлена ситуация. Сначала в файле LICENSE стояла лицензия Apache 2.0, которую исправили на GPL третьей версии. Позднее авторы выполнили force-push — перезаписали ветку main, сделав вид, будто правильная лицензия была там всегда. Коммит с правкой лицензии повис сиротой, он не будет виден в изменениях лицензии проекта.
В конечном итоге Пак опубликовал длинное извинение Сохаму Бхарамбе и всему сообществу открытого программного обеспечения. В сообщении Дэниель перечислил 7 компонентов, которые команда Pickle построила с нуля: это были разнообразные элементы графического интерфейса, онбординг Firebase для незнакомых с программированием пользователей, воркфлоу для БЯМ GPT-4o и бесплатные временные ключи API. Из Cheating Daddy скопировали несколько важных для приложения фрагментов: невидимый для захвата экрана UI и системный захват звука.
На самом деле эти компоненты могут быть критическими для подобных приложений. Во всяком случае в начале мая Рой Ли объявил награду в $15 тыс. для того, кто напишет нативный драйвер захвата звука для macOS, чтобы приложение Cluely на Electron могло работать без использования стороннего софта.
Сохам принял это извинение. По всей видимости, конфликт на этом исчерпан. На данный момент мысли Бхарамбе больше заняты перспективами собственного трудоустройства в свете внимания к его тёзке из Индии по имени Сохам Парекх, который недавно отличился особо активным мошенничеством с многократным удалённым наймом.
Источник: habr.com