По мнению РАТЭК, маркетплейсы занижают стоимость товаров, в том числе за счет собственных средств, что приводит к нарушению принципов конкурентного рынка. В письме подчеркивается, что такая политика негативно влияет на розничную торговлю и способствует оттоку покупателей в онлайн. В результате, по итогам 2024 года, продажи электроники и бытовой техники в физических магазинах снизились на 16% в количественном выражении. Кроме того, маркетплейсы заняли ведущие позиции в продаже смартфонов: на их долю пришлось 36% продаж в штуках, тогда как федеральные сети, такие как «М.Видео-Эльдорадо» и DNS, потеряли позиции, сократив долю с 40% до 34%, пишет РБК.
В РАТЭК объясняют, что под рыночной ценой понимается средняя стоимость товара у разных продавцов на российском рынке. Разница между ценами в физических магазинах и на маркетплейсах может достигать 70%. Снижение стоимости товара ниже себестоимости не только подрывает конкурентную среду, но и ведет к серьезным последствиям для традиционного ретейла, полагают в ассоциации.
Из-за усиления позиций маркетплейсов розничные сети вынуждены сокращать число магазинов, уменьшать ассортимент и переходить на агентскую модель продаж, что, в свою очередь, ведет к потере рабочих мест и снижению налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, по мнению ассоциации, такая ситуация ухудшает потребительский опыт, поскольку снижается доступность гарантийного обслуживания и увеличиваются риски приобретения некачественной продукции.
В начале 2024 года антимонопольная служба признала Wildberries и Ozon доминирующими игроками на российском рынке маркетплейсов: их совокупная доля составляет 80%. В феврале 2025 года ФАС вынесла предупреждение этим компаниям за изменение условий акций на их площадках, в результате чего товары автоматически попадали в дисконтные категории без согласия продавцов. Теперь маркетплейсы должны доказать, что их партнеры добровольно участвовали в таких распродажах. Представители маркетплейсов отрицают наличие демпинга.
В Wildberries & Russ заявили, что рыночная конкуренция остается высокой, а производители электроники не ограничены в выборе каналов продаж и маркетинговой стратегии. По их мнению, предложение РАТЭК фактически сводится к требованию искусственно завышать цены, что, наоборот, ограничит конкуренцию. В компании также напомнили, что продавцы самостоятельно устанавливают стоимость своих товаров, а скидки маркетплейса являются частью стимулирующих программ, направленных на увеличение продаж.
Схожей позиции придерживаются в Ozon, утверждая, что вложения в скидки за счет маркетплейсов помогают предпринимателям увеличивать объемы реализации. В компании подчеркивают, что подобная практика выгодна как продавцам, так и покупателям, позволяя последним приобретать дорогостоящую технику по более доступным ценам. Представитель Wildberries дополнил, что скидки платформы не снижают доход продавцов, а лишь стимулируют рост продаж, поскольку продавцы сами решают, участвовать ли в программе.
В АКИТ заявили, что сейчас сетевой ретейл прикладывает значительные усилия для сдерживания роста цен, а маркетплейсы работают над тем, чтобы сохранить ценовую доступность товаров.
С точки зрения антимонопольного регулирования, подобные действия могут быть расценены как нарушение конкурентных норм, рассказали в Ассоциации антимонопольных экспертов. При таком подходе традиционные магазины могут быть вытеснены с рынка, а маркетплейсы, после того как станут единственным каналом сбыта, получат возможность резко повысить цены. Читайте также Как распрощаться с технологическим долгом Как контролировать технический долг? Что помогает держать долг в разумных пределах? Как научититься балансировать между скоростью разработки и качеством кода? Разбирался IT-World.
Источник: www.it-world.ru