В конце 2024 года шесть отраслевых ассоциаций обратились к Михаилу Мишустину с просьбой учесть их инициативы в борьбе с контрафактной продукцией на маркетплейсах. В числе предложений было внедрение системы подтвержденных учетных записей правообладателей, а также функционал, позволяющий подаче жалоб на нарушения. Однако в аппарате первого вице-премьера Дмитрия Григоренко заявили, что в настоящее время фокус регулирования направлен на аспекты, которые ранее не охватывались законодательством. По итогам мониторинга внедренных мер могут быть рассмотрены дополнительные инициативы, пишет «КоммерсантЪ».
Участники рынка обеспокоены: обновленный проект законопроекта может привести к увеличению объемов контрафакта.
В издательской отрасли особенно остро эта проблема касается маркетплейса Wildberries, утверждают в «Эксмо-АСТ»: на текущий момент правообладатель может пожаловаться только на конкретную карточку товара, но не на самого продавца. В итоге товарную позицию блокируют, но нарушители быстро создают новые страницы с тем же контентом. Несмотря на то, что Wildberries сократил срок рассмотрения жалоб с 30 до 10 дней, это остается значительным периодом, позволяющим пиратам продолжать незаконную деятельность. В издательстве оценивают потери отрасли от контрафакта в размере до 15 млн рублей ежемесячно.
В Wildberries & Russ утверждают, что маркетплейсы уже предпринимают шаги для обеспечения качества товаров на своих площадках. В компании сообщили, что участвуют в пилотном проекте с Росаккредитацией, в рамках которого верификацию прошли более 13 млн товаров. Также действует сервис «Цифровой арбитраж», позволяющий владельцам брендов напрямую взаимодействовать с продавцами.
По мнению источника в сфере электронной коммерции, сам законопроект не направлен на борьбу с контрафактом, поскольку защита интеллектуальной собственности регулируется гражданским законодательством.
Страдают и разработчики ПО. Нелегальные копии ПО и связанных с ним услуг активно распространяются через маркетплейсы. В частности, в открытом доступе можно встретить объявления о продаже взломанных программных пакетов. Несмотря на то, что площадки обычно удаляют такие объявления, они успевают набрать сотни скачиваний за 7–10 дней, а договоренности на оказание незаконных услуг к тому моменту уже заключены.
Ответственность за нарушение авторских прав остается на усмотрение площадок и не является их обязательством. Также платформы не раскрывают статистику жалоб и блокировок, что, по мнению экспертов, затрудняет оценку масштабов проблемы.
Не менее актуальна ситуация с билетными операторами. Поскольку билеты не относятся к материальным товарам, они часто становятся объектом мошеннических схем на маркетплейсах. Официальные билетные операторы не согласовывают сотрудничество с маркетплейсами, что приводит к продаже поддельных билетов или многократной продаже одного и того же билета. Читайте также Сергей Демидов: «Главное — не запретить, а помочь» Почему классическая защита периметра уже не работает? Какие киберугрозы становятся главными для финансового сектора? Как Московская биржа выстраивает безопасность — от облачных технологий до работы с людьми? Об этом в интервью журналу IT Manager рассказал Сергей Демидов, директор по информационной безопасности Московской биржи.
Источник: www.it-world.ru