Криптозамками или, говоря бюрократическим языком, аппаратно-программными модулями доверенной загрузки (АПМДЗ), предназначенными для идентификации и аутентификации пользователей и защиты от несанкционированного доступа, никого не удивить. Как правило, выполнены они в виде PCI(e)-карт или M.2-модулей с тем или иным вариантом считывателя для токенов/смарт-карт/USB-ключей, датчиком вскрытия корпуса, «врезками» в линии PWR и RST и т.д. Основные функции их сводятся к определению, кто есть кто ещё до загрузки ОС, разграничению доступа к аппаратным ресурсам, контролю целостности самого модуля, BIOS/UEFI, настроек, ОС, реестра или отдельного ПО/файлов, автономному журналированию и блокировке системы в случае выявления неправомерного доступа.
Всё это замечательно работает до того момента, когда возникает потребность в хоть сколько-нибудь большом пуле серверов, да ещё и геораспределённых, а в худшем случае и вовсе установленных где-нибудь в разбросанных edge-локациях или на производстве. Обновлять конфигурации, прошивки да ключи, а то и просто перезагружать машины (иногда это всё-таки нужно) — не набегаешься. Для этого у любых приличных серверов есть BMC с выделенным сетевым портом для удалённого управления. Однако BMC как правило иностранного производства и не лишены уязвимостей, что без доступа к исходникам хотя бы прошивки усложняет процесс защиты системы.
Источник изображений: Fplus
Сегментация с вынесением BMC в отдельную подсеть (желательно физически изолированную от других) — подход верный, но не избавляющий от атак с участием неблагонадёжного системного администратора в случае размещения на сторонних площадках. BMC — это в принципе целый отдельный контур, который нужно или отключать на корню, или защищать, а вот игнорировать никак нельзя. Для множества решений СКЗИ доступен только первый путь, но Криптозамок Fplus реализует второй. И не только его — это не просто АПМДЗ, а многофункциональная система, которая больше напоминает модуль DC SCM для контроля над аппаратной частью сервера. Собственно говоря, разработчики и не скрывают, что развивают решение именно в этом направлении.
Криптозамок выполнен в виде HHHL-платы, которая, впрочем, к PCIe не подключается. Для защиты удалённого доступа модуль подключается к сетевому интерфейсу на самой плате, при этом внешний разъём для BMC отключается. Таким образом, весь трафик до BMC проходит исключительно через криптозамок. Этот трафик заворачивается в IPSec-туннель с ГОСТ’овскими шифрами. Ответной частью являются дешифратор (фактически микрокомпьютер) с двумя портам, один из которых «смотрит» в сеть, где находятся BMC, а второй нужен для подключения, например, к ноутбуку, откуда и будет доступ к интерфейсам BMC и UEFI. Для собственно защиты в криптозамке и дешифраторе прописываются ключи. Ключ совпал с обеих сторон — доступ есть.
За работу с ключами и шифрованием отвечает отдельный шифратор отечественного производства, что резко повышает стабильность цепочки поставок. Сам блок шифратора изначально был разработан российской компанией, которую впоследствии поглотила Fplus. Если точнее, то шифратора в криптозамке сразу два. Один отвечает за сетевое общение, а второй за более традиционные функции защиты UEFI, инвентаризации, доверенное флеш-хранилища и т.п. Криптозамок умеет проверять подлинность и целостность прошивки UEFI (до старта основного хоста), а также загрузчика и ядра ОС привычным путём расчёта контрольных сумм (с ГОСТ 34.11-2018). Кроме того, до старта хоста можно проверить сервер антивирусом.
Криптозамок также отслеживает изменения аппаратной конфигурации сервера и перехватывает управление джамперами, ответственными за сброс и возможность локального обновления UEFI. Естественно, есть и датчик вскрытия корпуса, который позволяет выключить и фактически заблокировать систему, равно как и при любых других нарушениях в отслеживаемых криптозамком программной или аппаратной составляющих. Решение в целом позволяет снизить необходимость физического доступа к оборудованию, что само по себе повышает защищённость.
Но этим функциональность криптозамка не ограничивается. В доверенное флеш-хранилище объёмом 32 или 64 Гбайт можно поместить ISO-образ LiveCD со средствами самодиагностики, инструментами удалённой поддержки или же использовать его в качестве вообще единственного накопителя для загрузки ОС и выполнения на сервере какого-то узкого списка задач. Криптозамок также обладает собственным аккумулятором (до двух месяцев автономной работы) и часами реального времени (RTC), что важно для автономного журналирования и отслеживания состояния сервера (например, не был ли он вскрыт) даже при отсутствии внешнего питания. Для контроля физических параметров среды также есть температурный датчик и лазерный датчик запылённости шасси с точностью измерения до 0,1 мкм. Последнее особенно актуально в случае edge-развёртывания.
В данный момент решение совместимо с серверами Fplus «Спутник», но компания уже работает над интеграцией новинки с другими сериями своих продуктов. А вот совместимости с серверами и СХД других вендоров ждать не стоит. Всё-таки в данном случае речь идёт о контроле над собственной цепочкой поставок, включая прошивки UEFI и BMC, что упрощает интеграцию и сертификацию — устройство относится к СКЗИ класса защиты КС3. В наличии у Fplus имеется уже более сотни устройства, а заказчики, которым важно защищать свою КИИ, уже проводят первые пилотные испытания новинки. В дальнейшем компания планирует целиком вынести TPM и RoT в модуль криптозамка, добавить дополнительные драйверы для его взаимодействия с ОС, упростить управление ключами, разрешить пользователям самостоятельно формировать цифровые подписи для защиты ПО и прошивок и т.д.
Источник: servernews.ru