Хотелось бы вам найти частицу, которая может перевернуть представление о магнитных полях? Российские учёные, похоже, на пути к этому. Они предлагают искать загадочные магнитные монополи прямо в космосе, в самых мощных магнитах Вселенной — магнитарах.
Уже почти сто лет физики пытаются найти монополи — гипотетические частицы с магнитным зарядом, которые могли бы перевернуть наше представление о мире. Ищут их повсюду: и на Земле, и в космосе.
И тут российские учёные из Нижегородского университета (ННГУ) предлагают свежую идею: искать их не абы где, а в самых мощных магнитах Вселенной — магнитарах (или магнетарах, кому как нравится).
Что такое монополи и зачем их ищут?Давайте разберёмся, что это за частицы такие. Магнитные монополи — гипотетические частицы, которые не должны быть диполями, то есть с «севером» и «югом» на одном объекте. Если монополь существует, то он, по сути, один из полюсов, и у него только один магнитный заряд: северный или южный.
Если разрезать обычный магнит на две части, то монополь не получится. У каждой детали будет свой южный и северный полюсаhabr.comЭто странно звучит, но такой магнит — не пара, а один, и он мог бы стать частью общей картины симметрии в природе. Считается, что эти монополи могли бы добавить баланс и завершить уравнения Максвелла.
Тут стоит немного остановиться на этих самых уравнениях. Всего их четыре, и они описывают, как взаимодействуют электрические и магнитные поля. Фактически, они объясняют, как свет, радио, рентгеновские и другие электромагнитные волны могут существовать и распространяться в пространстве.
Ага, вот эти ребятаrosspectr.ruКаждое из уравнений отвечает за отдельную сторону этих взаимодействий. Если совсем просто, то они описывают следующее:
Как заряды создают электрическое поле. Например, если взять обычную батарейку, то положительный заряд на одном конце будет создавать электрическое поле, которое тянется к отрицательному заряду на другом конце. Как магнитные поля создаются токами (движением зарядов) и меняющимися электрическими полями. Это объясняет, почему вокруг проводов с током, например в электроприборах, появляется магнитное поле. Как замкнуты магнитные поля. В отличие от электрических, магнитные поля не имеют начала или конца, поэтому у обычных магнитов всегда есть два полюса — северный и южный. Это одно из самых сложных понятий, потому что пока что невозможно найти магнит с одним полюсом, и уравнения Максвелла как раз это подтверждают. Как меняющееся магнитное поле создаёт электрическое поле и наоборот. Это объясняет работу генераторов и трансформаторов — благодаря изменению полей, они создают электричество и позволяют его передавать.Теперь, что касается магнитных монополей. Если бы такие частицы существовали, это изменило бы третье уравнение: тогда магнитное поле могло бы иметь начало или конец, как электрическое.
Между электрическими и магнитными свойствами нашей Вселенной есть дикая асимметрия. Поэтому уравнения Максвелла для этих так сильно различаютсяsymmetrymagazine.orgТак что монополи стали бы ключом к изменению или даже «завершению» — уравнений Максвелла и показали, что природа ещё более разнообразна, чем мы можем себе представить!
И это перевернёт наше понимание физики. Монополи могли бы объяснить целый ряд вещей — от того, как работают на разных уровнях поля, до таких вопросов, которые мы ещё даже не задавали.
Кстати, в 1982 году физик Блас Кабрера вдруг стал героем забавной истории: в его лаборатории, где уже несколько месяцев искали монополи, случилось чудо — детектор зафиксировал нужный сигнал ровно на День святого Валентина.
Блас Кабрера со своим детектором монополейscienceblogs.comТолько вот, как назло, это произошло тогда, когда учёного даже рядом не было — он отмечал праздник. А прибор показал ровно восемь магнетонов — именно столько, сколько предсказала теория для одного монополя.
На следующий день, Кабрер увидел запись и был потрясён. Новость всколыхнула физиков по всему миру, а коллега Стивен Вайнберг спустя год в ожидании «монополя номер два» даже написал Кабрере шуточный стишок.
Roses are red, Violets are blue, It’s time for monopole Number TWO! — Розы красны, Фиалки сини, Представить второй монополь Мы бы тебя попросили!
Стивен Вайнберг американский физик, один из создателей единой теории электрослабого взаимодействия и Стандартной моделиОднако ни сам Кабрера, ни другие физики так и не смогли поймать ещё один сигнал. Было ли это случайностью, или всё же на мгновение мы столкнулись с единственным известным монополем? Ответа пока нет.
И понятно, почему так много учёных гоняются за этими частицами: ведь их наличие закроет многие пробелы в нашем представление о Вселенной.
Самые мощные магниты во ВселеннойНо что это за магнитары, на которых наши учёные собираются искать монополи? Представьте себе звезду, в которой после взрыва суперновой остаётся невероятно плотное ядро — нейтронная звезда.
На рисунке видно магнитное поле нейтронной звездыESO/L. Calçada.Это крошечное, но суперплотное тело, масса которого сопоставима с массой нашего Солнца, но размер — всего несколько километров.
Некоторые из нейтронных звёзд становятся магнитарами, потому что их магнитное поле в миллиарды раз мощнее, чем любое магнитное поле на Земле.
Магнитары настолько мощные, что способны «скручивать» пространство вокруг себя. А магнитное поле у них настолько сильное, что может достигать 10^11 тесла (для сравнения, у обычного бытового магнита — около 0,01 тесла).
Зато с помощью бытового магнита каждый может посмотреть на магнитное поле — потребуются только железные опилкиwallhavenИ вот в этих монструозных полях, по идее, и могут рождаться монополи, потому что чем сильнее магнитное поле, тем больше шансов на рождение частиц с ненулевым магнитным зарядом.
Слышите шум?Радиофизики из ННГУ рассуждают так: если монополи действительно рождаются в таких мощных магнитных полях, они могут оставить след — шум, который, в свою очередь, зафиксируют современные телескопы и обсерватории. Тут можно провести простейшую аналогию со стаканом кипятка в озере.
Величина изменений магнитного поля и вращения магнитара при рождении частиц достаточно мала. Обнаружить их — все равно что зафиксировать изменение температуры озера Байкал, в который вылили стакан кипятка! Чтобы экспериментальные установки смогли зарегистрировать отклонения во вращении магнитаров, мы описали их спектр
Алексей Клюев заведующий научно-исследовательской лабораторией перспективных квантовых стандартов частоты и систем точного времени радиофизического факультета ННГУ, доктор физ.-мат. наукВроде бы такое крошечное изменение, но если хорошо присмотреться, можно заметить разницу температур.
Здесь похожий принцип: монополи, если их рождение и происходит, могут немного ослаблять магнитное поле и замедлять вращение звезды, что создаёт слабые, но характерные шумы.
В 1974 году советский физик Александр Поляков (и независимо от него немец Герард Хофт) рассчитал, что масса предполагаемой частицы должна быть где-то 10^16 масс протона, то есть, довольно тяжёлая штучка. Создать такую частицу на современных коллайдерах просто невозможно. Зато удалось установить примерную структуру — монополь напоминает луковицу, у которой каждый слой обладает определенными свойствамиmediaex.ruАвторы исследования предполагают, что если эти частицы действительно рождаются, то это будет происходить массово, и этот шум будет заметен. В результате учёные смогут зафиксировать такие события, пока наблюдают за изменениями в магнитном поле и скорости вращения магнитаров.
От теории к экспериментуЧтобы проверить всю гипотезу, необходимо провести эксперимент. Сейчас исследователи описали, какой спектр изменений они ожидают увидеть, и это может помочь обсерваториям, которые оснащены соответствующей аппаратурой, заметить даже малейшие отклонения.
В этом и кроется вся сложность задачи: мы ищем крошечные изменения на расстоянии многих световых лет. И если учёные смогут обнаружить такие изменения, это станет большим достижением для физики.
Мы смоделировали процессы, которые предположительно происходят при рождении монополей в экстремально сильных магнитных полях магнитаров. Если эти явления зарегистрируют установки международных обсерваторий, наука получит одно из доказательств существования магнитных зарядов.
Алексей Клюев заведующий научно-исследовательской лабораторией перспективных квантовых стандартов частоты и систем точного времени радиофизического факультета ННГУ, доктор физ.-мат. наукТакже стоит помнить, что в поисках монополей учёные опираются на теории, которые до конца не доказаны, так что любой результат, будь он «за» или «против», — всё равно ценные данные. Если удастся уловить хоть малейшие сигналы, то учёные получат, возможно, доказательства, а может, и новое представление о физике частиц.
А если гипотеза опровергнется? Ну, отрицательный результат — тоже результат. Ведь, даже если учёные не найдут монополи, они узнают больше о магнитарах, нейтронных звёздах и мощнейших магнитных полях.
Ну…yaplakal.comКто знает, возможно, эти исследования приведут нас к открытиям, которые сделают более понятным тот космический хаос, что мы наблюдаем вокруг.
Так или иначе, идея ННГУ — новая страница в науке, а может, и начало большой главы, где магнетизм и частицы обретут новые значения.
Кстати, учёные опубликовали результаты в ведущем журнале по астрофизике Physical Review D, так что если кому надо всё это с расчётами и формулами (и у кого есть подписка) — можете почитать.
«Так а что с этого мне?» — мог бы подумать любопытный читатель. Вроде бы всё это про какие-то там монополи и магнитные поля, которые и не замечаешь, если не посмотришь в нужную сторону. А вот и нет!
Как тебе такое, Илон Маск?pinterest.comВсё, что мы изучаем в космосе, рано или поздно находит применение и на Земле. После того, как учёные сумеют разгадать эту тайну, они смогут не только расширить наши знания о Вселенной, но и создать новые технологии, которые могут изменить нашу жизнь.
Вы пользуетесь бывшими космическими технологиями дома каждый день. Ловите подробный списокТак что, зачем сидеть на месте, если можно сделать шаг в будущее?
Источник: www.ferra.ru