Дарио Амодей, генеральный директор Anthropic, хочет, чтобы вы знали: он не сторонник апокалиптических прогнозов об ИИ. По крайней мере, такое впечатление создается от его недавнего эссе объемом около 15 000 слов, опубликованного на личном блоге в минувшую пятницу.
В этом тексте Амодей рисует картину мира, где все риски, связанные с ИИ, устранены, а технологии приносят невиданный ранее экономический рост, социальное благополучие и изобилие. В самом начале он критикует тех, кто преувеличивает возможности ИИ и занимается пропагандой его «сверхспособностей». Однако, по мере прочтения, возникает ощущение, что его эссе слишком сильно уходит в сторону техно-утопии, делая заявления, которые пока не подтверждены фактами.
Мощный ИИ уже в 2026 году?
Асмодей утверждает, что «мощный ИИ» появится уже к 2026 году. Под этим он понимает ИИ, который будет умнее лауреатов Нобелевской премии в областях биологии и инженерии, сможет решать математические теоремы и даже писать «по-настоящему хорошие романы». По его мнению, такой ИИ сможет контролировать любое программное и аппаратное обеспечение, включая промышленное оборудование, и выполнять практически любую работу лучше человека.
«Этот ИИ сможет выполнять любые действия — от удаленных операций до управления инструментами через компьютер, даже проектировать роботов или оборудование для себя», — пишет Амодей.
Однако на пути к такой реальности предстоит преодолеть множество препятствий. Текущие модели ИИ, даже самые продвинутые, не способны «думать» так, как это делают люди. Они скорее копируют и воспроизводят паттерны из данных, на которых были обучены. А учитывая медленный прогресс в робототехнике, представить, что ИИ скоро будет способен проводить лабораторные эксперименты и производить собственные инструменты, кажется маловероятным.
Амбициозные прогнозы в медицине и науке
Тем не менее, Амодей сохраняет оптимизм. Он прогнозирует, что в течение 7-12 лет ИИ поможет лечить почти все инфекционные заболевания, устранить большую часть раковых опухолей, излечить генетические расстройства и остановить болезнь Альцгеймера на ранних стадиях. Более того, в следующие 5-10 лет он ожидает, что ИИ-созданные лекарства помогут справиться с психическими расстройствами, такими как ПТСР, депрессия и шизофрения.
Его прогнозы настолько амбициозны, что он предсказывает удвоение средней продолжительности жизни до 150 лет. Амодей называет это «сжатым 21 веком», предполагая, что с помощью ИИ человечество достигнет того, на что ушло бы 100 лет, всего за десятилетие.
Но эти заявления вызывают сомнения. Текущие достижения ИИ в медицине далеки от радикальных изменений, и многие препятствия все еще стоят на пути. ИИ может помочь на этапе тестирования новых препаратов, но, как и человеческие разработки, они могут не сработать на более поздних стадиях.
ИИ, который решит мировые проблемы?
Асмодей утверждает, что ИИ способен решить глобальные проблемы: искоренить голод, обратить вспять изменение климата и трансформировать экономики развивающихся стран. Он верит, что ИИ может поднять ВВП на душу населения в странах Африки до уровня Китая за 5-10 лет.
Эти заявления напоминают идеи движения «Сингулярности», где верят в аналогичные результаты от развития технологий. Амодей признает, что такие изменения потребуют колоссальных усилий в области глобального здравоохранения, филантропии и политического взаимодействия.
Однако это требует коренного изменения человеческого поведения, ведь в реальности краткосрочные выгоды часто перевешивают долгосрочные цели. К тому же многие люди, работающие над обучением ИИ, получают зарплату, значительно ниже минимальной, в то время как компании извлекают миллионы долларов прибыли.
Опасности ИИ и вызовы для общества
Асмодей вскользь упоминает о рисках ИИ для общества, предлагая создать коалицию демократий для защиты цепочек поставок ИИ и блокирования недружественных стран от доступа к ключевым технологиям. Он также утверждает, что ИИ может подрывать репрессивные режимы и даже снизить предвзятость в правовых системах — хотя исторически ИИ только усиливал дискриминацию в этих областях.
Что будет с работой людей, когда ИИ станет выполнять почти все задачи? Амодей признает, что это вызовет серьезные экономические изменения, и человечеству предстоит переосмыслить, как организована экономика. Однако он не предлагает конкретных решений.
В конце он утверждает, что ИИ — всего лишь ускоритель технологического прогресса, и что человечество естественным образом движется к демократии и просветительским ценностям. Однако при этом он игнорирует реальные издержки ИИ, такие как его воздействие на окружающую среду и растущее неравенство. Экономисты, такие как Джозеф Стиглиц, предупреждают, что ИИ может еще больше сконцентрировать богатство в руках компаний, оставив работников бесправными.
Заключение
Anthropic — это, в конце концов, бизнес, и его продукт — ИИ, который, по словам Амодея, «спасет мир». Но можно задаться вопросом о времени выхода этого эссе, учитывая, что компания, по слухам, собирается привлечь миллиарды долларов инвестиций.Источник
Источник: habr.com