Почему древнеримские статуи почти всегда без голов: ответ археологов

Все дело не только в прошедших годах и плохой сохранности: камни часто уродовали сами люди. Причем как во времена Древнего Рима, так и в наши дни.

Произведения искусства в музеях принято показывать целиком — никто не выставляет картину без половины холста или гобелен, частично скрытый от глаз. Но это правило точно не касается древнеримских статуй, ведь для них небольшая поломка это норма. Разбитые носы, руки без пальцев и, по некой причине, невероятное количество отсутствующих голов. Последнее вызывает вопрос, кто же их все отрубил? На самом деле, есть сразу две причины, о которых рассказала Рейчел Куссер, профессор истории искусства в Городском университете Нью-Йорка.

Первая и самая очевидная — время. В статуях, как и в человеческом теле, шея считается естественным слабым местом. После сотен, а то и тысяч лет перевозки по всему миру эта часть скульптуры банально трескается и ломается. К тому же, она изначально могла быть ненадежной. Зачастую римские творцы намеренно делали съемные головы, чтобы над одним проектом могло трудиться сразу несколько мастеров. Подобные экспонаты сразу заметны по отверстиям для креплений.

Вторая причина — обезглавливание. Иногда жители Древнего Рима самостоятельно рубили головы неугодным памятникам, за которые проголосовал сенат. Также политики стирали имя императора из всех записей, уродовали его портреты и конфисковали все имущество. Один из таким примеров — деспотичный Нерон, правивший городом с 54 по 68 год нашей эры. Но в редких случаях отрубают части статуй и в наши дни. Скульптуры стоят больших денег на рынке древностей, так что выгоднее продать два артефакта вместо одного.

Источник: hi-tech.mail.ru

0 0 голоса
Рейтинг новости
11920
0
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии