Иллюстрация: Andrzej Rostek/shutterstock
Сложная ситуация с банками КНР и Турции, которые опасаются проводить платежи от российских компаний на фоне угрозы вторичных санкций Минфина США, недавние санкции США против Московской биржи, Национального клирингового центра (НКЦ) и Национального расчетного депозитария (НРД), последние пакеты санкционные пакеты ЕС, ограничивающие доступ российских резидентов к криптоактивам и криптоуслугам, вводящие запреты для провайдеров услуг, обеспечивающих транзакции для российских компаний, и т.д., и все это на фоне почти двухлетнего отсутствия на рынке привычных инструментов для международных платежей – все это делает весьма затруднительными, сложными и дорогими расчеты с компаниями-экспортерами.
Положение с международными расчетами складывается чрезвычайно тревожное. Схемы, которые российским финтех-компаниям удается организовать, попадают под все новые запреты, и способов вести ВЭД остается все меньше. И, понятно, что такое положение сегмента трансграничных платежей не могли не обсуждать и в руководстве Банка России. Недаром в Сети и информационном пространстве так активно СМИ активно цитируют недавнее высказывание первого зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина: «Задача для финансового рынка – это международные расчеты. Надо сделать все, чтобы колеса крутились. То, что казалось нам вчерашним днем, непопулярным — свопы, в том числе центральных банков, клиринговые системы, использование крипты — все надо апробировать, все пробовать, и как можно быстрее. Потому что, если не будет нормальных расчетов за продукцию ВЭД для нашей и экспортно- и импортозависимой страны — это погибель. Нужно сделать все, чтобы это работало очень хорошо».
Какие платежные схемы могли бы наладить расчеты с зарубежными торговыми партнерами, не опасаясь действия санкционных мер и запретов со стороны Минфина США и мегарегуляторов ЕС?
О том, что использование криптовалюты, в частности, слейблкоинов, остается одним из немногих способов наладить платежи в рамках внешнеэкономической деятельности, говорили и участники Круглого стола «Трансграничные платежи в эпоху санкций: проблемы и решения», организованного нашим порталом IT World.
Но есть большая проблема. Несмотря на то, что криптовалюта в России уже не запрещена полностью и признается имуществом и цифровыми деньгами, ее можно покупать, продавать, дарить и оставлять в наследство, расплачиваться ей за товары и услуги и выплачивать в качестве зарплаты нельзя. Об этом говорят нормы Федерального закона №259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», вступившего в силу 1 января 2021 года и регулирующего оборот криптовалют в РФ.
Доводы противников полной легализации криптовалют в РФ многократно муссировались в Сети. Во-первых, механизмов, позволяющих отслеживать операции с криптовалютой, в РФ не создано. Хотя опыт участников рынка говорит о том, что отслеживать транзакции с использованием подавляющего числа криптовалют – как минимум, всех стейблкоинов – не составляет труда. Полная легализация криптовалют негативно скажется на денежной политике России, приведет к массовому выводу средств с фондовых рынков, — уверяют противники легализации. Частным инвесторам, не обладающим необходимым опытом и знаниями, грозят огромные финансовые потери. И, наконец, криптовалюта станет активно использоваться для обналичивания средств, полученных преступным путем, и способствовать этому будет анонимность криптовалютных кошельков.
Более того, против легализации крипты в качестве средства платежа всегда выступал именно мегарегулятор. Но теперь, в сложившейся непростой ситуации, нельзя исключать того, что в России будут приняты нормы, узаконивающие, минимум, использование криптовалюты в качестве платежного средства для расчетов с партнерами за рубежом.
Иллюстрация: hodim/shutterstock
О планах по созданию расчетно-платежной инфраструктуры внутри объединения БРИКС, которая была бы независима и от долларовых расчетов, и от санкций США и ЕС, говорят уже несколько лет. Вариантов и предполагаемых экспертами схем было много – от создания альтернативы SWIFT – платформы BRICS Bridge – до взаимодействия на уровне цифровых валют центральных банков (CBDC) стран БРИКС.
Одна из версий – создание в рамках БРИКС собственного стейблкоина на базе технологий компании Ripple. Последняя известна в качестве разработчика криптовалютной платформы для платёжных систем, с функцией валютного обмена. Есть и внутренняя криптовалюта сети Ripple — XRP. Изначально было создано 100 млрд криптомонет XRP, и создавать больше пока не планируется.
Последний активно обсуждаемый пользователями Всемирной паутины вариант – создание новой единицы международных расчетов под названием The Unit, которая на 40% будет привязана к стоимости золота, и на 60% — к корзине валют стран БРИКС. Сообщается, что это вариант предлагают Россия и Китай.
Какое платежное решение, в итоге, предполагается использовать для взаиморасчетов между странами БРИКС, и на какой стадии находится его разработка – все это будет обсуждаться на саммите стран БРИКС-2024, который в октябре 2024 года примет Казань.
А мы в IT Wold будем держать своих читателей в курсе событий.
Источник: www.it-world.ru