Образовательные учреждения в 2023 году приобрели систем и шлемов виртуальной реальности (VR) для учебных классов на 1,826 млрд рублей. Всего в рамках процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ за 2023 год провели 652 закупки такого оборудования. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель федерального оператора электронных госзакупок «Росэлторг».
По словам собеседника, в 2024 году закупать VR‑устройства стали ещё активнее. С начала июня 2024 года выполнили 140 процедур на общую сумму в 374 млн рублей, уточнил он. По его словам, чаще всего VR‑системы закупаются для кабинетов ОБЖ и классов виртуальной реальности.
Представитель «Росэлторга» уточнил, что по 44-ФЗ закупки осуществляют полностью государственные школы и университеты, а по 223-ФЗ — частные школы, школы со спонсорством или учреждения, осуществляющие коммерческую деятельность. Данные по конкретным закупаемым брендам и моделям устройств представитель оператора не раскрыл.
VR-технология позволяет погрузить человека в любое пространство с возможностью интерактивного взаимодействия с ним, говорит директор Центра юзабилити и смешанной реальности ИТМО Артём Смолин. С её помощью можно помещать учеников в смоделированные ситуации, которые в реальности опасны, чрезвычайно сложны в реализации или попросту недоступны, поясняет он.
По словам директора по цифровым креативным индустриям фонда «Сколково» Алексея Каленчука, сейчас на рынке представлено три типа VR‑шлемов, которые закупают и эксплуатируют образовательными учреждениями. Первый — кардборды, это картонные очки, в которые вставляется смартфон. У такого типа устройства плохое качество изображения, короткое время сессии и минималистичный ограниченный интерактив. Но такие VR‑гарнитуры стоят недорого, отмечает эксперт: цена кардборда начинается от нескольких тысяч рублей, а подходящий для него смартфон будет стоить около 30 тыс. рублей.
Другой тип устройств — это VR‑шлемы или десктоп VR, присоединяемый к компьютеру. По словам Каленчука, самые популярные бренды этого типа устройств Valve, Oculus Rift S и HTS Vive. Для десктоп VR требуется компьютер игрового уровня, который будет стоить минимум 80 тыс. рублей, и шлем, который будет стоить от 30 тыс. рублей, уточняет эксперт.
Самый популярный на сегодня тип устройства — это автономные VR‑очки, продолжает Каленчук. На российском рынке они представлены брендами Pico, Vive и DPVR, хотя в мире самым популярным устройством является Meta Quest 2, но оно не работает в России без средств обхода блокировок. По словам Каленчука, Pico и Vive неоднократно применялись в школах. «Эти устройства стоят от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. К ним прилагаются джойстики, что позволяет делать более качественные образовательные продукты. Такая VR‑консоль полностью автономна и не требует подключения к компьютеру», — говорит он.
Наиболее подходящие модели очков для образовательного процесса – китайские Pico 4, тайваньские HTC Vive Focus 3 и HTC XR Elite, не требующие дополнительного оборудования, подтверждает президент разработчика VR-платформ Modum Lab Дмитрий Кириллов. Их легко купить, они автономны и не требуют компьютера, говорит он.
Существуют негативные эффекты использования виртуальной реальности, прежде всего на физиологическом уровне, говорит директор Центра общего и дополнительного образования им. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. Это, по его словам, головные боли, усталость, напряжение глаз, боли в шее и плечах, дезориентация, головокружение, тошнота и повышенная мышечная усталость.
Источник: habr.com