Профильные эксперты пояснили СМИ, какие IT-услуги власти США запретили поставлять в Россию с 12 сентября.
«Запрет США на оказание IT–услуг касается предприятий в России, работу iPhone он не затронет, в худшем случае перестанет работать iCloud», — уточнил СМИ гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. По его словам, большинство американских сервисов, которые ушли из России, имеют отечественные аналоги, и их пользователей ситуация никак не затронет, но те компании, которые остаются с зарубежными ресурсами, находятся под «домокловым мечом».
Замдиректора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков считает, что привычными сервисами граждане РФ смогут пользоваться и дальше. Кроме того, отметил он в беседе с РИА Новости, запрет сократит возможности серого импорта и поддержит российскую программу импортозамещения.
Пермяков также подчеркнул, что в пресс-релизе минфина США прямо указано, что этот запрет «не предназначен для нарушения гражданского общества и гражданских телекоммуникаций».
«Несмотря на новые запреты, OFAC продолжает поддерживать разрешения на определенные телекоммуникационные и интернет-транзакции, а также гуманитарные операции», — процитировал Пермяков релиз Минфин США. По его словам, исходя из релиза министерства, запрет смягчает последствия для граждан РФ и защищает доступ общественности к информационно-коммуникационным технологиям.
По данным профильного эксперта и автора телеграм-канала «ЗаТелеком» Михаила Климарева (признан в РФ инагентом):
1. Санкции касаются только ПО по управлению предприятиями. И еще ряда ПО под загадочным обозначением Covered Software. В словаре это загадочное определение трактуется как «ПО, покрытое исходным кодом с последующим обслуживанием». Это в промышленности такие формы лицензирования используются, когда что-то пишется под конкретного заказчика.
Ну, то есть, это вообще не означает, что под санкции подпадает всё ПО, включая гуглодоксы.
На скриншоте прямо указано, что — прямой переклад:
Соединенные Штаты Америки поддерживают свободное распространение информации и коммуникаций по всему миру. Эти действия не направлены на то, чтобы мешать работе гражданского общества и телекоммуникациям. Несмотря на новые запреты, OFAC (Офис по контролю за иностранными активами) продолжает разрешать некоторые телекоммуникационные и интернет-сделки, а также гуманитарные операции по общим лицензиям 6D и 25D. Это позволяет смягчить последствия для российского гражданского общества и сохранить доступ к информационным и коммуникационным технологиям для общественности.
Ну, то есть, опять — под эти санкции никакие гуглодоки, VPN и прочий софт для обеспечения работы Интернета не подпадает. Ни root-сервера, ни DNS. Санкции касаются только сектора B2B в части ПО для предприятий и спец-ПО класса ERP или какой-нибудь САПР. Вот их нельзя и за это любому поставщику будет ата-та.
Но я не исключаю, что найдутся такие компании, которые радостно закроют свои услуги для россиян и будут громко об этом сообщать в СМИ. Особенно те, кто никакого ПО в Россию не поставлял.
12 июня 2024 года Минфин США объявил, что в рамках расширения санкций Вашингтон запрещает предоставление некоторых услуг в сфере программного обеспечения и IT любому лицу на территории России. Речь идет прежде всего о промышленном ПО.
Для реализации этой меры Минфин США в консультации с Госдепартаментом выпустил новое определение (E.O.) 14071, который запрещает:
• предоставление любому лицу в РФ услуг IT-консультирования и проектирования;
• услуг IT-поддержки и облачных сервисов для программного обеспечения для управления предприятием;
• программного обеспечения для проектирования и производства.
Решение вступит в силу 12 сентября 2024 года.
«Несмотря на новые запреты, OFAC продолжает сохранять разрешения на определенные операции, связанные с телекоммуникациями и Интернетом, а также гуманитарные операции», — говорится в пресс-релизе Минфина США. В нем отмечается, что сохранением этих разрешений OFAC стремился смягчить воздействие на российское общество и защитить всеобщий доступ к информационным технологиям.
«Мы увеличиваем риск для финансовых учреждений, имеющих дело с военной экономикой России, и устраняем пути для уклонения от уплаты налогов, а также уменьшаем возможности России получать выгоду от доступа к иностранным технологиям, оборудованию, программному обеспечению и IT-услугам», — приводятся слова главы Минфина США Джанет Йеллен в пресс-релизе.
Исключения из санкций возможны для компаний, управляемых гражданами США, в случаях закрытия компании или изъятии капиталовложений, а также при наличии разрешения властей США.
Источник: habr.com