Минэкономразвития РФ упростило процесс патентования IТ-разработок. Компании смогут закреплять за собой права на разработанные алгоритмы и коммерциализировать их. Чтобы получить правовую охрану изобретения, разработчику нужно будет подтвердить работоспособность технологии и использованием реальных устройств. Раньше такие патенты на ПО не выдавались из-за отсутствия правил, а IТ-разработки охранялись только авторским правом, которое защищало дизайн и код на бумаге, но не принцип работы продукта. Это приводило к копированию идеи разработчиков конкурентами.
В приказе ведомства говорится, что патентной охране подлежат программные алгоритмы, основанные на работе программы в определённом устройстве, которые позволяют достигать конкретных результатов. Кроме того, в заявке разработчика должно содержаться описание работы технологий, которые лежат в основе программного продукта. В правила также включили термин «искусственный интеллект». Охраняется изобретение в течение 20 лет.
Приказ Минэкономразвития — это ответ на запрос бизнеса, пояснил СМИ заместитель министра экономического развития Максим Колесников. «Теперь мы вносим определённость по патентованию решений в области IТ. Изменения помогут российским разработчикам защищать свои инновационные решения», — рассказал Колесников.
По закону программы для ЭВМ являются объектами авторского права и не охраняются патентами, объясняет представитель Минэкономразвития. Авторские права позволяют защитить продукт с точки зрения дизайна, то есть внешнего вида, рассказал СМИ патентный поверенный, управляющий партнёр компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. Патент технического решения позволит защитить именно принцип работы решения, пояснил представитель Минэкономразвития.
Роспатент не выдавал патенты на IТ-разработки из-за сложного механизма доказывания их уникальности и тонкой грани в понимании того, есть ли всё-таки внутри уникальный алгоритм, объяснил СМИ патентный поверенный РФ Борис Герасин. «Заявители не понимали, как такие заявки подавать. Однозначных требований к тому, что должно быть в заявке, не было, причём недобросовестные изобретатели пытались патентовать абстрактные идеи», – рассказал СМИ Герасин. При этом, по словам эксперта, российские компании подавали заявки на IТ-разработки в Евразийское патентное ведомство, там соответствующая практика патентования IТ-решений уже сформирована.
До внесения изменений Минэкономразвития в правила практика патентования в IТ-секторе была очень ограниченной, подтвердил СМИ представитель «Сбера». «Заявители в России регулярно получали отказы на том основании, что их решения являются программами для ЭВМ, не подлежащими патентованию согласно ст. 1350 ГК РФ», — уточнил эксперт компании. Он добавил, что «Сбер» принимал участие в разработке правил с Роспатентом и Минэкономразвития и они должны повысить уверенность бизнеса в патентовании своих инноваций и укрепить технологический суверенитет страны.
В правилах, прописанных в приказе Минэкономразвития, сказано, что патентной охране подлежат программные алгоритмы, основанные на работе программы в определённом устройстве, которые позволяют достигать конкретных результатов. Кроме того, в заявке должно содержаться описание функционирования технологий, которые лежат в основе программного продукта. Также в правила включён термин «искусственный интеллект», которого раньше не существовало. Охраняется изобретение в течение 20 лет, подтвердил представитель Минэкономразвития.
Изменения Минэкономразвития позволяют донастроить существующие механизмы обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в области компьютерных технологий, рассказал СМИ руководитель Роспатента Юрий Зубов. «Область компьютерных технологий является одной из наиболее стремительно развивающихся, поэтому нужно уже сегодня делать все необходимые шаги по совершенствованию охраны новейших разработок. Это станет залогом для достижения технологического суверенитета», — сказал Зубов.
Патент — это, по сути, монополия на технологию, которую никто не имеет права использовать без разрешения, продолжил Герасин. Только патентообладатель имеет право зарабатывать на продукте с использованием своей технологии, а остальные могут считаться нарушителями и будут лишены возможности монетизировать схожую по характеристикам программу, уточнил он. Патент даёт основания для капитализации затрат на IТ-актив в бухгалтерском учёте, а это влияет на стоимость компании в случае привлечения инвестора или продажи бизнеса, добавил основатель юридической компании Future Legal Павел Катков. «Конкурентное преимущество оказывается сильнее, если ты можешь запретить повторять твою разработку», — рассказал Катков. Отсутствие патента может привести к издержкам, превышающим затраты на патентование, добавил директор Ideco Дмитрий Хомутов.
Патентоспособность технического результата зависит от его новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости, пояснил СМИ представитель Минэкономразвития. Полученный результат интеллектуальной деятельности предварительно может оценивать заявитель самостоятельно или привлекать патентных поверенных. Далее заявитель (опять же сам или с привлечением помощи) формирует заявку и подаёт её в Роспатент, ведомство анализирует заявку на предмет полноты раскрытия информации и на соответствие условиям патентоспособности.
Техническое решение должно отвечать критериям патентоспособности, рассказала СМИ управляющий партнёр юридической фирмы Seven Hills Legal Юлия Гуриева. Для изобретений это новизна, технический уровень, промышленная применимость и достижение технического результата, перечисляет она. Причём анализируется весь глобальный массив знаний в определённой области при выдаче патента, нужно удостовериться, что у конкурентов нет подобного технического решения. Гуриева добавила, что, если решение пересекается с другим, Роспатент может обратить внимание заявителя на проблемные моменты и дать возможность доработать заявку.
Минэкономразвития ожидает, что с публикацией приказа будет больше заявок от IТ-компаний на получение патентов на разработки, добавил представитель ведомства. Количество патентов на программы у российских компаний на порядок меньше, чем у мировых IT-гигантов, таких как IBM, Microsoft, Google и прочих, признал руководитель направления IТ и телекоммуникаций «Онлайн патента» Михаил Силин.
В США получить патент проще, чем в России или Европе, отметил директор продуктов платформы «Сфера» Роберт Аксёнов. Европейское патентное ведомство накладывает более жёсткие условия для правообладателей, чем патентное ведомство США. «За счёт того что Минэкономразвития вместе с Роспатентом и другими крупными игроками рынка, такими как «Сбер» и «Яндекс», определили правила того, что должно быть в заявке и как эту заявку рассматривать, заявители смогут формулировать свои запросы таким образом, чтобы Роспатент им не отказывал», — считает Герасин.
В эффективности идеи патентования ПО в дополнение к защите авторских прав сомневается председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов. «Это может значительно снизить эффективность разработки, особенно для свободного ПО», – опасается Смирнов.
Ранее СМИ сообщили, что российские IT‑разработчики в январе — ноябре 2023 года подали 30 463 заявки на регистрацию интеллектуальной собственности, это на 14,8% больше, чем за тот же период прошлого года. По данным Минцифры, с начала 2023 года в реестр отечественного ПО включили 4333 решения, что на 16% больше, чем в 2022 году.
Источник: habr.com