Известный греческий философ Пифагор пытался с помощью математики понять красоту музыки. Согласно ему, гармоничные сочетания нот, известные как музыкальные созвучия, опирались на простые «целочисленные соотношения» в частотах, или тонах, звуков, чтобы звучать привлекательно. Более того, философ утверждал, что это верно вне зависимости от инструмента.
Международная группа исследователей, опросившая 4 272 добровольца на предмет их реакции на определённые аккорды, опровергает это предположение. Их реакции показали, что предпочтение отдаётся музыке с небольшими несовершенствами — с математической точки зрения.
«Мы, люди, предпочитаем небольшие отклонения», — говорит музыкальный психолог Питер Харрисон из Кембриджского университета. «Нам нравится небольшое несовершенство, потому что оно придаёт звукам жизнь, и это нас привлекает».
Команда также обнаружила, что целочисленные соотношения, которые так любил Пифагор, можно полностью игнорировать, когда речь идёт об инструментах, с которыми западные слушатели знакомы меньше: колоколах, гонгах, ксилофонах и наборы гонгов под названием бонанг.
Реакция на этот индонезийский инструмент показала совершенно новые паттерны консонанса и диссонанса. Эти паттерны соответствовали музыкальной шкале, используемой в индонезийской культуре, и их нельзя было точно отобразить на шкалах, предпочитаемых в США и Европе.
Другими словами, тембр (особенность звука, характерная для определённого инструмента) тоже влияет на ощущение консонанса. Эти результаты показывают, что слушатели могут распознать приятный звук, даже если они не музыканты и не знакомы с инструментом.
«Форма некоторых ударных инструментов приводит к тому, что когда вы ударяете по ним, и они резонируют, их частотные компоненты [тон] не подчиняются традиционным математическим соотношениям», — говорит Харрисон. «Именно тогда мы обнаруживаем интересные вещи».
Эта взаимосвязь между тембром и созвучием может быть причиной того, что в некоторых культурах в итоге появились системы нотной шкалы, отличные от тех, с которыми мы, живущие на Западе, хорошо знакомы.
«Эти результаты дают эмпирическую основу для идеи о том, что культурные различия в системах шкал могут быть частично обусловлены спектральными свойствами музыкальных инструментов, используемых этими различными культурами», — пишут исследователи в своей работе.
Команда надеется, что их выводы — в общей сложности 235 440 человеческих суждений — откроют глаза на то, что может быть и что не может быть приятным для слуха, особенно когда речь идёт о менее известных инструментах.
Источник: habr.com