Не прошло и месяца после истечения у Disney срока действия авторских прав на первую версию Микки Мауса, а за это время историческая мышь успела получить вторую жизнь.
Однозначно можно сказать, что, формально лишившись какой-то части интеллектуальной собственности, Disney ничего не потерял. Компания чуть ли не весь двадцатый век лоббировала законодательные изменения, продлевающие срок действия авторских прав, но всё в этом мире конечно. Выход в public domain первого, чёрно-белого и несколько жутковатого по меркам современной мультипликации, Микки-Мауса оживил и интерес публики к современным продуктам корпорации.
Сам Disney выпустил новый сезон сериала Mickey Mouse Funhouse, в последней серии предыдущего сезона Микки повстречался с той самой первой версией себя из «Пароходика Вилли».
А «первая версия» тем временем переживала перерождение. Жутковатость, которую можно было списать на ограниченность инструментария времён зарождения мультипликации, внезапно стала ключевой фишкой освобождённого от рабских пут корпорации мышонка. Второго января, на следующий день после истечения авторских прав Диснея, на YouTube появился трейлер низкобюджетного хоррора «Mickey’s Mouse Trap» («Мышеловка Микки Мауса»), где фигурирует маньяк в маске Микки и есть кадры из оригинального мульфильма.
Студия Dual Core Studios, в свою очередь, анонсировала фильм «Пароход Вилли: призрак Микки», где образ мышонка также примерил психопат-убийца, преследуемый кадрами из мультфильма.
Тут, впрочем, творцы пошли по уже проторенному пути: два года назад у А. Милна истекли авторские права на Винни Пуха и Тигру, после чего появился ужастик Winnie the Pooh: Blood and Honey. Он собрал
Игровая студия Nightmare Forge Games анонсировала (трейлер) Infestation 88, где игрок в роли дезинсектора должен убивать разнообразных жутких тварей. В тварях узнаются классические персонажи, в том числе Микки Маус.
Ещё одни разработчики игр, Fumi, выложили трейлер шутера Mouse.
На платформе NFT-торговли OpenSea три коллекции, посвящённые мышонку, быстро попали в топ продаж. Одна из коллекций достигла суточного объема торгов в 521 ETH (~» class=»formula inline»>1,2 млн).
А в Китае стали модными операции на ушах домашних животных: за 40 долларов хозяева подвергают любимцев болезненным процедурам, чтобы уши у них стали круглые, как у Микки Мауса.
Волна свежего интереса к персонажу не обошла и Россию, правда, посетила её, как обычно, по особому пути. Героиней скандала стала директор Пушкинского музея Елизавета Лихачёва, которая сравнила с Микки Маусом Иосифа Сталина. Депутаты от КПРФ направили в Следственный комитет заявление с просьбой завести дело в отношении Лихачевой за оскорбление Сталина.
Наблюдая весь этот полёт творчества, корпорация Disney решила сделать важное заявление. Она напомнила, что истечение авторских прав на конкретного персонажа никак не касается статуса этого персонажа как зарегистрированного товарного знака. И уж тем более других товарных знаков, как-то связанных с этим персонажем. У создателей всех вышеперечисленных продуктов уже могут быть проблемы: и из-за того, что они могут зарабатывать деньги на своём переосмыслении классического образа мышонка, и из-за того, что они задействуют черты других версий Микки Мауса.
Например, в одной из игр со злобным Микки он одет в красные шорты, а это уже атрибут более поздней версии. У освободившегося персонажа не было ни зрачков, ни голоса, ни перчаток, зато была конкретная форма ботинок и длинный нос. Юристы пытаются разъяснить, как с этим жить: голос и характер, говорят они, защите авторским правом не подлежат, то есть, «немого» персонажа дозволяется озвучить, а потом сделать из него кровавого маньяка. А вот цвета, их наличие и отсутствие могут быть под копирайтом. То есть, для своего Микки можно придумать свою цветовую схему, но нельзя брать уже придуманную Диснеем и пока защищаемую законом.
Права на товарный знак действуют фактически бесконечно (их надо продлевать каждые несколько лет, в зависимости от законодательства конкретной страны). А Disney известен максимальной жёсткостью в поиске и наказании нарушителей своих интеллектуальных прав. Неюрист не всегда может определить, в какой момент он использует персонажа как объект авторского права, а в какой – в качестве товарного знака. Юристы же признают, что грань действительно тонка. Объект истекших авторских прав можно использовать только для творческой продукции, но что делать, если она приносит деньги?
Один из ключевых моментов в безопасном использовании такого объекта – избегать создания впечатления, что продукт как-то аффилирован с Disney: произведён самой компанией или в партнёрстве с ней, одобрен ей, поддерживается, промоутируется ей, и так далее. Для надёжности рекомендуется ставить дисклеймер о том, что ваш креатив не имеет ничего общего с Disney. Но лучше, конечно, заранее проконсультироваться со специалистом по интеллектуальным правам, если вы собираетесь как-то заработать на творческой продукции с использованием вышедшего из-под охраны авторского права персонажа.
Полезное от Онлайн Патент:
→ Что такое Реестр отечественного ПО?
→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).
→ Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО
→ Как запатентовать технологию?
Источник: habr.com